Если у кого-либо есть желание по-настоящему знать историю, то ему придётся отказаться от привычки кому-либо доверять. Придётся самому стать историком, потому что на все 100% нельзя верить ни учебникам, ни отдельным историкам, ни источникам, на которые историки ссылаются.
Учебникам истории не стоит полностью верить потому, что их задача не столько рассказать человеку правду, сколько сформировать из него гражданина. Для достижения этой цели авторы учебника могут о чём-то умолчать, а что-то совершенно намеренно исказить. В чём-то они могут и вполне добросовестно заблуждаться, ибо нельзя объять необъятного. Однако основную канву событий учебники всё-таки излагают более-менее правильно.
Отдельным историкам не стоит доверять потому, что в угоду своим концепциям они идут на те же ухищрения, что и авторы учебников. Так, например, Лев Николаевич Гумилёв, автор широко известной теории пассионарности, подчас совершенно произвольно определяет никому, кроме него, не известные даты событий, а известные всем датировки "исправляет", особо не отягощая себя доказательствами.
То, что мы называем "источниками", тоже писали люди. Только давно умершие. У них были свои причины искажать историческую правду. Поэтому для оценки того или иного свидетельства существует внешняя и внутренняя историческая критика, помогающая историкам выявлять как откровенные подлоги, так и заблуждения древнего автора.
Для примера возьмём "Повесть временных лет". Тот её фрагмент, который передаёт нам легенду о том, как Святослав бросил копьё в древлян, но оно упало под ноги коню, "ибо был Святослав ещё ребёнок". Даты рождения князя в ПВЛ нет, но подразумевается, что он был очень мал, раз копьё дальше собственного коня не улетело. Зато она есть в Ипатьевской и Воскресенской летописях - 6470 (942) г., где упоминание о рождении Святослава идёт вслед за известием о смерти болгарского князя Симеона. Получается, что Святославу на момент битвы с древлянами было всего 4 года! Эта дата, 942 год, до сих пор бродит по учебникам и энциклопедиям. Но верна ли она?
Из византийских источников нам известна дата смерти болгарского князя Симеона - "Мая месяца в 27, индикта 15", что соответствует 927 году нашей эры. Это означает, что и Святослав был рождён Ольгой в 927 г., а не в 942-м. Русские летописцы, ориентируясь на 15-й индикт византийских хроник, перенесли как смерть Симеона (в ПВЛ она тоже датирована 942 годом), так и рождение Святослава на 15 лет вперёд, что отмечалось ещё Д.С. Лихачёвым. В результате 15-летний Святослав превратился в четырёхлетнее дитя. И мне до сих пор непонятно, отчего смерть Симеона в 927 году признаётся всеми, а рождение Святослава в том же году - нет.