Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли недостоверные моменты в российских учебниках истории?

Постоянно слышу мнение, что чтобы знать по-настоящему мировую историю и отдельно России, нужно обращаться к другим источникам, поскольку то, что написано в учебниках в некоторых местах – ложь, выгодная в политических целях, чтобы выставить Россию гегемоном. Насколько это правда, что это за моменты, и как трезво изучать историю своей страны и других? Каким нашим и иностранным историкам можно доверять?
ОбществоИстория+3
Анонимный вопрос
  · 2,9 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России.   · 15 сент 2022  ·
asocial_gumoMEM
Я сейчас открою страшную тайну (нет), но ни в одной стране мира учебники истории и вообще курс истории в школе не направлены на то, чтобы историю знать. У них совершенно иная задача - формировать гражданина своей страны, а частью гражданской идентичности всегда является определенный исторический миф. Это не значит, что в учебники вставляются недостоверные факты (хотя бывает и такое, например, в старом учебнике для 6 класса под редакцией Сахарова было написано, что войско Батыя разгромили под Смоленском - это было взято из "Сказания о юноше Меркурии", но это не соотносится с реальными фактами, согласно которым монголов под Смоленском вообще не было), но вот их трактовка всегда дается под определенным углом. Вот, например, в германских учебниках в разделе о Второй мировой войне говорится, что немцы были самым пострадавшим народом от бомбардировок мирных граждан. Это - реальный факт. Но в таком виде возникает ощущение, что именно немцы были жертвой в той войне, а не агрессором. Так же и в наших учебниках могут быть определенные фигуры умолчания - например, ничего не говорится о влиянии киевского духовенства в церковном расколе XVII века.
Если хочется реально изучать историю, то брать для этого иностранные учебники будет бессмысленно - потому что они точно также настроены на формирование своей гражданской идентичности. Поэтому следует обращаться не к учебникам, а к серьезной исторической литературе - статьям и монографиям профессиональных историков, в которых есть ссылки на первоисточники (что, как минимум, дает возможность проверить самостоятельно тот или иной факт). Здесь есть множество подборок литературы по разным темам.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
5 экспертов согласны
Прекрасно. Я бы еще посоветовал почитать книгу Марка Ферро Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных... Читать дальше
Автор не знаком с немецкой системой образования. Фраза "в немецких учебниках истории" безграмотна и фактологически ложна. В Германии образование является прерогативой земель, то есть есть 16 центров дупуска учебников (по числу земель). И внутри этих 16 центров допуска есть еще внутренние различия, то есть в Германии одновременно находятся в обороте около 100 учебников истории. Далее автор филологически неправ, когда приводит фразу из учебника (одного из 100), но не дает контекста учебника. Безусловно, что именно в Германии такой фразы в таком контексте в учебниках быть не может. Поэтому, в данном случае, мы имеем дело с элементарной пропагандой.
@Вадим Фельдман, тогда надо признать, что такой пропагандой занимался Марк Ферро. Вы, конечно не в курсе, кто это, но попробуйте все-таки начать что-то читать, прежде, чем иметь свое мнение.
Историей я называю толкование не вполне достоверных фактов в современной субъективной реальности. Ее целью всегда идет укрепление бытующей идеологии.
Только собственное мнение, основанное на каких-то достоверных (более или менее) фактах и мнениях можно воспринимать как историю.
Так же это зависит с каких позиций каждый человек оценивает то или иное событие.
К примеру, фактом является татаро монгольское иго, или Начало роста и становление Российской империи.
немцы были жертвой в той войне, а не агрессором.
Что здесь не верно? Да, немцы были жертвами внешних бомбардировок и внутренней пропаганды, а также тоталитаризма и нарушений прав человека. Им пришлось жить в захваченной нацистами стране. Это не противоречит решениям нюрнбергского трибунала, который осудил конкретных нацистов, а не рядовых немцев.
Согласно нацистской пропаганде рядовые немцы были не агрессорами, а освободителями. Их обманули.
Я мог бы стать пацифистом стоя перед руинами Мюнстера и Оснабрюка, мог бы сказать -" пепел клааса стучит в моем сердце" на плаце Саласпилс.
Но мы все цивилизация войны.
Кто потерпел поражение, тот объект изучения субъективной истории.
Я бы сказал, что при отсутствии истории смешно искать профессиональных историков:)
Алексей Панченко.Да,есть недостоверные моменты в нашей истории древней Руси,когда были полностью искорена и забыта древняя культура славяно арийской цивилизации РУСОВ,которые сотни тысяч лет жили в согласии и гармонии со своим Родом и своими Богами,с Богом-Родом.Слава Роду !
Лично я считаю, что со словом История нужно поступить так, как мудрые предки поступили с водкой) А именно закрепить за государством право написания слово История в заглавиях учебников и прочей научной литературы. Все остальные пусть используют синонимы.
Иначе не получится.
Химик, кристаллограф. Живу в Испании, раньше работал в Корее.  · 10 сент 2022
Проблема школьной истории не столько в откровенной лжи, сколько в массовых упрощениях. А они неизбежны, ибо количество материала огромно, а обобщающих законов (типа законов Ньютона в физике или периодического закона в химии) в истории пока не изобрели. В итоге во-первых приходится начинать давать историю с 5 класса, когда дети просто в силу возраста ещё неспособны... Читать далее
Это тоже справедливо. Есть такое эмпирическое наблюдение. Вузовские учебники по истории отстают от уровня науки на... Читать дальше
область интересов: медиевистика.  · 23 сент 2022
Если у кого-либо есть желание по-настоящему знать историю, то ему придётся отказаться от привычки кому-либо доверять. Придётся самому стать историком, потому что на все 100% нельзя верить ни учебникам, ни отдельным историкам, ни источникам, на которые историки ссылаются. Учебникам истории не стоит полностью верить потому, что их задача не столько рассказать человеку... Читать далее
История, фантастика, фанфик  · 26 сент 2022
Недаром некоторые исследователи называют историю лженаукой!))). И это беда не только нашей страны. Никто ничерта не знает что было до 10 тысяч лет назад. Нет источников. Никто толком не знает как человек современный расселялся по планете. Попытки реставрации по косточкам и фрагмента черепушее сродни гаданию на кофейной гуще. Хорошо, если есть генетический материал. Но... Читать далее
Сверхкритицизм - это путь в никуда.