Практика показала, что фильм на уроке не должен быть больше 5-7 минут. В противном случае авторский текст подменяет собой рассказ учителя. Но текст в фильме безлик, тогда как слова учителя всегда точно направлены на конкретных учеников и учитывают особенности восприятия. Фильм хорош в качестве иллюстративного материала.
Только нужно помнить, что у каждого урока есть своя логика, своя композиция, своя цель. Фильм, показанный на уроке, может все это не поддерживать. И, скорее всего, не поддерживает, так как создан для иных целей, у него своя логика подачи материала и пр.
Разумеется, мы не рассматриваем случаи (к сожалению, весьма многочисленные), когда учитель подставляет фильм вместо себя по незнанию материала.
Важно! В просмотр фильма нужно "войти", предварительно подготовив учеников, возможно дать им задание, прокомментировать то, что они увидят. Иначе (так показывает практика) половина из них на многое не обратит внимание.
Это видеофрагментах вообще. С историческими фильмами нужно быть ещё осторожнее. Любой исторический фильм в той или иной степени идеологичен, снят с определённой точки зрения. Поэтому их использование может быть только фрагментарным и с обязательным подробным разбором по конкретным историческим фактам. Например, фильм С. Эйзенштейна "Александр Невский" перенасыщен довольно примитивным патриотизмом. А вот с историческими фактами там не все гладко.
Но это художественный фильм. А документальный? Здесь нужно вспомнить, что документальный фильм - это тоже произведение искусства, то есть образное отражение тех или иных событий и личностей. В нем изложение исторических фактов призвано воздействовать, прежде всего, на эмоции зрителя. И, опосредованно, на его ментальную сферу.
В качестве вывода. Никакой фильм урок не заменяет. Урок - это про другое. Если вам (как учителю) понравился тот или иной исторический документальный фильм, то посмотрите его несколько раз, а потом перескажите его фрагменты ученикам от себя. Можно с показом очень небольших фрагментов из фильма. А ещё лучше научитесь сами монтировать нужные вам фрагменты в единое целое. Если вы не будете на этом зарабатывать, то авторское право не пострадает. А ученики получат ваше видение исторической личности.