Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Насколько уместно использовать документальные фильмы об исторических личностях на занятиях? Могут ли они быть альтернативой урокам?

ОбществоОбразование+3
Anna Shefel
История
  · 2,0 K
Образование, искусство, философия  · 5 сент 2021
Практика показала, что фильм на уроке не должен быть больше 5-7 минут. В противном случае авторский текст подменяет собой рассказ учителя. Но текст в фильме безлик, тогда как слова учителя всегда точно направлены на конкретных учеников и учитывают особенности восприятия. Фильм хорош в качестве иллюстративного материала.
Только нужно помнить, что у каждого урока есть своя логика, своя композиция, своя цель. Фильм, показанный на уроке, может все это не поддерживать. И, скорее всего, не поддерживает, так как создан для иных целей, у него своя логика подачи материала и пр.
Разумеется, мы не рассматриваем случаи (к сожалению, весьма многочисленные), когда учитель подставляет фильм вместо себя по незнанию материала.
Важно! В просмотр фильма нужно "войти", предварительно подготовив учеников, возможно дать им задание, прокомментировать то, что они увидят. Иначе (так показывает практика) половина из них на многое не обратит внимание.
Это видеофрагментах вообще. С историческими фильмами нужно быть ещё осторожнее. Любой исторический фильм в той или иной степени идеологичен, снят с определённой точки зрения. Поэтому их использование может быть только фрагментарным и с обязательным подробным разбором по конкретным историческим фактам. Например, фильм С. Эйзенштейна "Александр Невский" перенасыщен довольно примитивным патриотизмом. А вот с историческими фактами там не все гладко.
Но это художественный фильм. А документальный? Здесь нужно вспомнить, что документальный фильм - это тоже произведение искусства, то есть образное отражение тех или иных событий и личностей. В нем изложение исторических фактов призвано воздействовать, прежде всего, на эмоции зрителя. И, опосредованно, на его ментальную сферу.
В качестве вывода. Никакой фильм урок не заменяет. Урок - это про другое. Если вам (как учителю) понравился тот или иной исторический документальный фильм, то посмотрите его несколько раз, а потом перескажите его фрагменты ученикам от себя. Можно с показом очень небольших фрагментов из фильма. А ещё лучше научитесь сами монтировать нужные вам фрагменты в единое целое. Если вы не будете на этом зарабатывать, то авторское право не пострадает. А ученики получат ваше видение исторической личности.
Репетитор по подготовке к ЕГЭ И ОГЭ по истории и обществознанию, предприниматель  · 15 сент 2021
Задача педагога - подготовка и создание урока. Это его профессия, это его хлеб. Поэтому, скачав где-то фильм, педагог просто упрощает себе задачу. Документальные фильмы необходимо прикладывать в качестве доп. материала. Можно небольшой отрывок (минуту-две) показать на занятии, а сам фильм прикрепить в виде ссылки к домашке. Обязательно задания по фильму, иначе зачем... Читать далее
Подписывайтесь, задавайте вопросыПерейти на vk.com/shekhoninv
Режиссер, продюсер, преподаватель Высших курсов ВГИК  · 26 сент 2021
Вполне уместно. Другое дело, для чего. Подробная фактология с экрана не запоминается, тут только учить/зубрить. Но сам исторический контекст и сами события, причем в виде запоминающегося образа - вполне. Но качественного документального кино крайне мало.
Делаю людей англоязычными в интерактивной тренировке логики мышления по-английски от 0 до...  · 7 сент 2021  · qs-class.com
Урок тем и отличается от лекции или демонстрации фильмов, что на уроке студент или учащийся активно работает как минимум 50 процентов длины урока. Исключение составляют мультимедийные материалы с элементами интерактивного участия обучаемого. Конечно же, восприятие во время просмотра фильма работает, но, в основном, лишь пассивно, так как работают рецептивные функции... Читать далее
Качественное скоростное обучение мышлению по-английски и речи в горящие срокиПерейти на facebook.com/QSLive
Администратор паблика «Таверна "In vino veritas"» Фанат истории в целом и эпохи...  · 5 сент 2021
Это обычная практика среди учителей и преподавателей в школах, колледжах и университетах. Только подбирать фильмы нужно в зависимости от предмета, возраста слушателей и они должны соответствовать теме учебной программы. И, конечно, просмотр должен сопровождаться комментариями, пояснениями и последующим обсуждением. Это можно сделать и на следующем занятии, в виде... Читать далее
Преподаватель. Интересуюсь изобразительным искусством, историей, далее всем понемногу. Либ...  · 5 сент 2021
Вполне уместно. Разумеется, фильм не должен подменять общение с учителем, беседы и лекции. И, конечно, к подбору фильмов нужно подходить очень тщательно. Фильм должен быть увлекательным, но при этом максимально точно следовать фактам. С другой стороны, если фильм не документальный, а художественный, в нём допустимы отступления от исторической правды в художественных... Читать далее
2 эксперта согласны
Не думаю, что такой подход можно использовать как полноценную альтернативу обычным занятиям. Но для разнообразия подачи информации, а также чтобы подстегнуть учеников искать и изучать информацию за границей школьных учебников - почему бы и нет.
1 эксперт согласен
Наглядно видно , хорошо и понятно , а в виде текста не совсем информативно получается , вот каким образом я должен... Читать дальше
Юрий, маркетолог (МВА в маркетинге), кофеман. Люблю Италию, читаю фэнтези и детективы...  · 6 сент 2021
Вряд ли любой исторической личности уделяется большое время занятий, даже в университете на историческом факультете. А документальный фильм - субьективная точка зрения. Те ученики/студенты ознакомятся только с ней. Поэтому слайд-шоу мне кажется предпочтительным.
Культурология. История. Религия. Политика. Астрономия. Психология. Нейрофизиология.   · 5 сент 2021
Как говорится: делу время, потехе час. Все таки нужно чередовать. Видео ряд, конечно, будет более дружелюбен и понятен учащемуся. Но! Постоянное присутствие аудио+видео контента будет блокировать развитие образного мышления. То есть все таки должно быть больше информации, для понимания которой ученику нужно будет напрячь мозг, создать в голове схему или образ. Думается... Читать далее
Профессиональный ученый, интересы самые разные. Философия, секс, поэзия, история...  · 7 сент 2021
Разумеется, вполне уместно. Но не как альтернативу, а как наглядное дополнение. В Англии, насколько я знаю, специально была снята серия документальных фильмов на исторические темы. Что-то подобное надо бы сделать и у нас, но только как избежать политизированности и угождению сегодняшнему начальству...