Вам придется объяснять ребенку базовое понятие - инерциальная система отсчета.
Без этой базы никак невозможно объяснить ребенку, что такое специальная теория относительности.
Раз ребенок уже знаком с понятием скорости, то значит, надо попытаться как-то объяснить ребенку, что такое ускорение. Если ребенок поймет разницу между скоростью и ускорением, тогда уже можно объяснить ребенку, что такое инерциальная система отсчета, какие системы отсчета относительно друг друга инерциальные, а какие не инерциальные.
Если ребенок поймет эту идею с инерциальными системами отсчета, то считайте, что база уже заложена.
Далее надо показать ребенку, что все механические законы в инерциальных системах отсчета выполняются одинаково. Для этого можно, например, смотреть, что будет, если подпрыгнуть в автобусе, когда он едет равномерно или с ускорением. Или в поезде, или в самолете. Или просто наблюдать, как в поезде летает муха, почему муху не сносит.
В общем, сначала ребенок должен понять, что во всех инерциальных системах отсчета механические законы всегда выполняются одинаково.
Можно привести такой пример. Допустим, человек проснулся в космическом корабле и не чувствует силу инерции (то есть двигатели выключены, ускорения нет), а иллюминаторов в его каюте нет.
Как человек может определить, стоит космический корабль на месте, или движется куда-то, а если движется, то с какой скоростью?
До Эйнштейна думали, что никакими механическими способами это не определить, так как все законы механики во всех инерциальных системах отсчета выполняются одинаково. Но ошибочно думали, что это можно определить не с помощью механики, а с помощью каких-то других законов физики, например, с помощью законов электродинамики или оптики.
А Эйнштейн совершил великое открытие. Он понял, что не только законы механики, но и, вообще, все законы физики одинаково выполняются во всех инерциальных системах отчета. Это был грандиозный прорыв, который потряс основы всей физики и является основой специальной теории относительности.
Таким образом, в том примере с космическим кораблем, вообще, никак невозможно определить, стоит космический корабль на месте (например, относительно какой-то галактики) или куда-то летит.
Вот так можно объяснить ребенку специальную теорию относительности Эйнштейна.
Если ребенок поймет это, то совсем не сложно будет объяснить ему и общую теорию относительности. Эйнштейн обобщил гравитацию и инерцию, распространив свой принцип одинакового выполнения всех законов физики и на неинерциальные системы отсчета, если не делать разницу между силой инерции и гравитацией.
То есть в том примере с космическим кораблем с каютой без иллюминатора, проснувшийся человек никак не сможет отличить, стоит ли космический корабль на поверхности планеты с гравитацией, или космический корабль летит с ускорением и на человека действует не гравитация, а сила инерции.