Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как распознать пропаганду и выйти из под её влияния?

ОбществоПолитология+3
Майкл Пернс
  · 9,2 K
Описание моего профиля  · 25 апр 2022
Прежде чем ответить, могу заметить из ответов предыдущих авторов, что практически никто не потрудился объяснить базовые механизмы воздействия на сознание и подсознание. На которых была основана "советская" пропаганда и ее преемница российская. 
Единственный действительно полезный ответ, из всех мною прочитанных это ответ Юлии Морозовой, он основан на научно-прикладных способах психологической защиты. Все остальное - околонаучный и публицистический взгляд. ИМХО.
Для того чтобы понять, что такое российская пропаганда, необходима довольно объемная лекция с последовательным формированием когнитивных навыков как в идентификации элементов данного процесса так и в выработке навыков, позволяющих при этом сохранять Ваше психическое здоровье. 
  1. Специалисты в России: "Психологическая теория и практика пропаганды", как академический предмет был введен в середине 90-х годов прошлого века, на кафедрах психологии и социологии а так же, к примеру в НГУ(Новосибирск), ПГУ(Пермь) и МГУ(Москва) на кафедрах социальной философии, в рамках универсальных методик преподавания по гуманитарным специальностям. Помимо этого, на одной из старейших кафедр "Общей и клинической психологии" ЛГУ (Ленинград) этот предмет в разное время то факультативный то целевой - читался студентам ажн с 1935 года. Сегодня, о преподавании этого предмета в ВУЗах РФ я уже давно не слышал. Знаю, что существуют кафедры (закрытые спец. кафедры) ведомственных учебных учреждений МВД, ФСБ и ВС РФ, готовящих специалистов по теории инфополей и информационной борьбе. Которые в своей дидактической составляющей включают в том числе и изучение психологических аспектов пропаганды.
  2. История. Родоначальником научно-психологической концепции пропаганды заслуженно считают теоретика отечественной психологии профессора МГУ Выготского Л.С. В начале 20-х годов, в период своей самой активной публицистической деятельности. В рамках психологических исследований в педагогике (Педологии), совместно с группой Бехтерева (Мясищев, Ананьев, Басов). Выготский на базе ассоциативного принципа Торндайка сформулировал психологическую гипотезу о формирующих основах образа (перцептивной когниции) и понятии "внимание" как элемента работы оперативного Сознания. Выделив в этом контексте т.н. уровень собирательного образа. В дальнейшем, в течении 10 лет были проведены эксперименты по выработке и закреплению информационного блока на базе этой гипотезы (в рамках исследований психологических методов в педагогике). В исследованиях помимо советских научных групп принимали активное участие кафедры "Психологии" Берлина и Мюнхена. В период завершения исследований, часть эмпирических данных была засекречена и в публикацию не пошла. В германской научной литературе она так же не вышла и до наших дней. Часть материалов была опубликована в научных вестниках Йельского и Стендфордского университетов в 1967 году(если мне не изменяет память). Как историческая документалистика. Сегодня, как научно-концептуальная форма знания, "Психологическая теория и практика пропаганды" в зарубежных научных сообществах существует и исследуется в рамказ психо-социальных критериев "Теории влияния" или "Стратегии влияния"(трансперсональная психология, функционализм и необихевиоризм), а так же в предметных областях социологии в рамках "Теории инфополей".
  3. Методологический принцип (или базовые механизмы воздействия на сознание ("манипуляция")).  Оговорюсь сразу же, чтобы потом не было досужих рассуждений о способах защиты (их, почти все уже перечислила госпожа Морозова) - все психологические инструменты в процессе формирования (воздействия) направлены не на сознание реципиента, а на  связи его Подсознания и ресурсов его Памяти. Поэтому, никаким осознанным характером мыслительных процессов невозможно блокировать процесс формирования (воздействия) информации на структуру Вашей Личности. Если Вы не смогли выработать заранее навыка в критическом подходе в работе с информацией - Вы априори будете подвержены манипуляции. 
Итак, в основу манипуляции (в психологии пропаганды) заложен принцип работы Подсознания и Памяти, где информационный поток через подсознательное восприятие депонируется в память ((где и хранится как образный (визуальный, аудиальный, тактильный, вкусовой, эмоционально-яркий) элемент жизненного опыта)). При этом, информационный поток, должен быть изначально разбит на составляющие и закрепляться в памяти элемент за элементом. Пока, уже пусковой стимул (в нашем с Вами случае, это к примеру, очередной выпуск программы со Скабеевой, или выступление Симоньян или статья в Российской газете или репортаж с места каких-либо событий ) не послужит тем скелетом мысли, или когниции, которая закрепится в Вас, как устойчивое, само принятое понимание окружающего Вас мира. Как элемент мировоззрения.
Основной критерий успешности, работы такого механизма - полный контроль инфополя реципиента. Т.е. к примеру, человек рожденный в таком искусственном и линейно-организованном инфополе, уже с рождения обречен на манипуляцию своим сознанием (именно поэтому, жителей СССР и называют - совками и выделяют "совковское мышление")  
Пример (как это работает). Прежде чем привести пример как это работает в быту. Должен озвучить две важные вещи, которые некоторым возможно незнакомы. Человеческий мозг, способен воспринимать информацию из вне по пяти каналам (их называют перцептивными) и больше - никак. Основные из них те, что работают с искусственными сигнальными системами - Визуальной и Аудио. Если, к примеру, Вы забьете эти два канала информационными помехами, Вы можете надолго лишить человека способности ориентироваться не только в информационном поле, но и в пространстве. Правда, ненадолго. Ну это так к слову. Вторая важная вещь - избирательность внимания. Эта функция оперативного сознания, направленная на ориентацию, механизм ее действия представляет из себя, способность сознания фокусироваться на материальных и эйдетических объектах с необходимым по ситуации переключением. Из этой информации, Вам нужно уяснить, что существуют "зоны внимания по фокусу", "перцептивные зоны внимания - периферийные" и "слепые зоны" (слепые зоны доступны подсознанию через не основные перцепции и характер работы ориентировочного рефлекса). Если кому-то интересен этот ракурс в психологии - читайте о теории квазиполей Курта Левина. 
Итак, бытовой пример, как работает "пропаганда".
Задача: сформировать необходимость помещения российского флага на здание администрации в Мариуполе.
Этап 1. Детерминация. Это базовый элемент пропаганды работающий на перспективу. В нем, необходимо привить Вам приятные (комфортные) ощущения от восприятия необходимых в манипуляции атрибутов. В случае нашей задачи - цветов российского флага, Берем передачу о еде (для гурманов) и во все, наиболее приятные гурманам моменты действа обязательно включаем цветовую гамму российского флага, так же делаем в передачах о детях, о животных, о собаках, в семейных кино, и закрепляем цветовой колор российского флага или целиком или по частям, во всех положительных элементах инфопотока. Таким образом, на уровне подсознания, данный цветовой образ проецируется в память, как элемент положительных переживаний. При этом. охватывая наиболее многочисленные ЦА тех или иных передач, или газет - мы формирует эти переживания во всех представителях этой ЦА (с одной поправкой, если они не слепые или дальтоники).
Этап 2. Структуризация. Структуризация это элемент планирования, он всегда взаимодействует с коньюнктурой требуемой обратной связи. Т.е. в каком ключе, и в каком направлении необходимо задать поток отношения в сознании рецепиента. Это всегда диалектическая когнитивная установка. Или - элементы (тезис-антитезис - синтез) которые необходимы для помещения в мышление реципиента. При помощи которых он будет формулировать ответы для себя. В нашем случае, тезис у нас сформулирован и постоянно подкрепляется первым этапом. А антитезис - так же сформулирован и постоянно подкрепляется тоже первым этапом, просто я его не озвучивал в примерах, но механизм Вы уже знаете, только вместо положительных ощущений подсознание делегирует в память крайне негативный эмоциональный образ. К примеру через передачи по истории, где какой-нибудь житель Мариуполя, нанес вред не только русскому или русским, а угрожал миру и т.д. и т.п. Что в Мариуполе убивают животных. Ну где-то так. Или блоку новостей, где помимо всех прочих, Мариуполь - будет либо одним из самых грязных городов, или центром контрабанды наркотиков, тут все зависит от фантазии. Главное - антитезис, должен всегда вызывать негативные эмоции и ощущения, лишь только, человек о нем вспоминает. Таким образом, две противоположные составляющие, в потоке информации, начинают постепенно соединяться. Фокусируя внимание реципиента через комплекс переживаний положительных и отрицательных. 
  1. Этап 3. Катарсис.  Это передача к примеру Скобеевой или новостная, где черным по белому, говорится о том, что российский флаг водружен над зданием администрации Мариуполя. 
Вуаля - Добро победило Зло.
Конец.
п.с. : Да, еще забыл добавить, что если Вы погружены в такое линейное инфополе, хотя бы лет эдак 5, даже при условии какого-то невключенного в него периода воспитания "До" - Вы уже будете абсолютно не способны к критическому мышлению, и уж точно, в необходимых для манипулятора областях информации отличать что же на самом деле "Добро" а что "Зло". И помочь, Вам, увы, будет не только трудно, а даже невозможно. Вам придется с этим жить. Когда, Вас выдернут (или выдернет ход истории) из этого поля - депрессия и постоянные стрессы, будут Вашими лучшими спутниками до конца жизни. Это я о том, что люди, которые сегодня занимаются в России и на Украине пропагандой - в любом случае уже преступники - в рамках профессии.
КПТ психолог-практик и будущий психофизиолог. Люблю науку и Statistica :)  · 29 апр 2021
Ну, есть несколько вариантов и все они завязаны на самоосознании/самоощущениях и на рациональности. Как заметить? 1. Если вам пытаются что-то навязать, а вы не хотите или сомневаетесь. При этом вы можете интуитивно чувствовать, что что-то не так, что-то не чисто. И будете правы. 2. Если вами пытаются манипулировать или использовать вас в собственных целях. Можно проанал... Читать далее
Психологическая консультация/психотерапия онлайн - 1500р. и очно в НН - 1850р.:)Перейти на uslugi.yandex.ru/profile/YuliyaMorozova-826868
Все что нас окружает как ни странно это все пропаганда. Как и любое общение между людьми можно воспринимать как... Читать дальше
Психоаналитик  · 4 мая 2021  · avigotovi.kz
Это очень сложно. Нет, это невероятно сложно, потому что пропаганда стала частью обыденности и большинство людей живут и мыслят теми категориями, которые им предлагает пропаганда. Отсутствие хорошего образования и притупленный интерес к исследованию мира способствуют тому, что люди предпочитают оставаться в рамках простой версии мира, которую предлагает любая... Читать далее
Материалы и запись на анализПерейти на t.me/kaplyapsiho
Психолог. Глубинный аналитик  · 29 апр 2021
Пропаганда, как я понимаю этот термин в вашем вопросе, это информационное насилие, способ манипуляции, подразумевающий достижение пропагандирующим некой корыстной или честолюбивой  цели. Здесь был бы более уместен термин "агитация", если информация оказывает на вас влияние (меняет ваши действия). Термин "пропаганда" в смысле "распространение информации" может и влиять... Читать далее
С благодарностью за ваши вопросы, подходящие к моим ответам, Анна РоговаПерейти на vk.com/id31409339
Практический психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, теолог, Trainer of NLP...  · 8 сент 2021
Пропаганду можно отличить по одному признаку - призыв к определённой реакции на те события, которые находятся вне зоны вашего реального влияния и контроля. Разберём это чуть подробнее. Призыв. Он может прямым (соверши действие, поставь лайк, подпись...) либо косвенным ("ну, сами подумайте и сдеалайте нужный нам вывод, ведь он очевиден..."). Реакция. От вас может... Читать далее
Психолог на пенсии, эзотерик.   · 29 апр 2021
Пропаганда использует методы манипулирования сознанием, подменяя понятия. То есть человека программируют на определенный выбор. Известно, что свобода человека заключается в праве выбора, но запрограммированный человек уже сделал выбор, и не по собственной воле. Такой человек точно знает, что хорошо, а что плохо. Он уверен, что владеет истиной в последней инстанции. Его... Читать далее
Зинаида, мне нравится Ваш ответ, собираюсь даже на него опереться: но с НЛП непонятно: пропаганда ведь... Читать дальше
Инженер-предприниматель! Структурированные знания и компетенции digital-маркетолога...  · 30 апр 2021
Как отличить журналистику от пропаганды. Журналист сухо и беспристрастно предоставляет факты всех сторон; предоставляет возможность делать выводы читателям, слушателям или зрителям; с уважением относится к аргументам противоположных точек зрения. Пропагандист же представляет вопрос однобоко, ангажирует точки зрения или напрямую дает оценку фактам, любого несогласного... Читать далее

Вот искренне интересно - чем данный текст мог не понравиться?

Пенсионер, занимающийся разносторонним самообразованием.  · 30 апр 2021
Могу ошибаться, но распознать пропаганду не сложно. Под понимание пропаганды подходит да же элементарное высказывание соседа о погоде. Он высказывает своё мнение, своё отношение к установившимся на данный момент погодным явлениям, и тем самым он пропагандирует это самое "своё отношение" к данному погодному явлению. Другой вопрос, что эта пропаганда может не иметь цели... Читать далее
Диванный эксперт широкого профиля :)  · 29 апр 2021
Для начала нужно разобраться, что такое "пропаганда" и что в это слово вкладывает автор вопроса. А это, между прочим, довольно разные вещи. Вообще, есть разные способы повлиять на человека, различающиеся, в основном эффективностью и этичностью. Например, если вас просят передать мелочь в автобусе - это безвредно для вас, но просьба - тоже способ влияния на другого челов... Читать далее
Порядочный человек  · 8 мая 2021

"Не можете иметь 2 господ и обоим служить усердно". Служите истине и ложь будет не властна над Вами. Изучайте логику, воспитывайте в себе справедливость и беспристрастие. И, может главное, сами никогда не лгите ни себе, ни другим.