Прежде чем ответить, могу заметить из ответов предыдущих авторов, что практически никто не потрудился объяснить базовые механизмы воздействия на сознание и подсознание. На которых была основана "советская" пропаганда и ее преемница российская.
Единственный действительно полезный ответ, из всех мною прочитанных это ответ Юлии Морозовой, он основан на научно-прикладных способах психологической защиты. Все остальное - околонаучный и публицистический взгляд. ИМХО.
Для того чтобы понять, что такое российская пропаганда, необходима довольно объемная лекция с последовательным формированием когнитивных навыков как в идентификации элементов данного процесса так и в выработке навыков, позволяющих при этом сохранять Ваше психическое здоровье.
- Специалисты в России: "Психологическая теория и практика пропаганды", как академический предмет был введен в середине 90-х годов прошлого века, на кафедрах психологии и социологии а так же, к примеру в НГУ(Новосибирск), ПГУ(Пермь) и МГУ(Москва) на кафедрах социальной философии, в рамках универсальных методик преподавания по гуманитарным специальностям. Помимо этого, на одной из старейших кафедр "Общей и клинической психологии" ЛГУ (Ленинград) этот предмет в разное время то факультативный то целевой - читался студентам ажн с 1935 года. Сегодня, о преподавании этого предмета в ВУЗах РФ я уже давно не слышал. Знаю, что существуют кафедры (закрытые спец. кафедры) ведомственных учебных учреждений МВД, ФСБ и ВС РФ, готовящих специалистов по теории инфополей и информационной борьбе. Которые в своей дидактической составляющей включают в том числе и изучение психологических аспектов пропаганды.
- История. Родоначальником научно-психологической концепции пропаганды заслуженно считают теоретика отечественной психологии профессора МГУ Выготского Л.С. В начале 20-х годов, в период своей самой активной публицистической деятельности. В рамках психологических исследований в педагогике (Педологии), совместно с группой Бехтерева (Мясищев, Ананьев, Басов). Выготский на базе ассоциативного принципа Торндайка сформулировал психологическую гипотезу о формирующих основах образа (перцептивной когниции) и понятии "внимание" как элемента работы оперативного Сознания. Выделив в этом контексте т.н. уровень собирательного образа. В дальнейшем, в течении 10 лет были проведены эксперименты по выработке и закреплению информационного блока на базе этой гипотезы (в рамках исследований психологических методов в педагогике). В исследованиях помимо советских научных групп принимали активное участие кафедры "Психологии" Берлина и Мюнхена. В период завершения исследований, часть эмпирических данных была засекречена и в публикацию не пошла. В германской научной литературе она так же не вышла и до наших дней. Часть материалов была опубликована в научных вестниках Йельского и Стендфордского университетов в 1967 году(если мне не изменяет память). Как историческая документалистика. Сегодня, как научно-концептуальная форма знания, "Психологическая теория и практика пропаганды" в зарубежных научных сообществах существует и исследуется в рамказ психо-социальных критериев "Теории влияния" или "Стратегии влияния"(трансперсональная психология, функционализм и необихевиоризм), а так же в предметных областях социологии в рамках "Теории инфополей".
- Методологический принцип (или базовые механизмы воздействия на сознание ("манипуляция")). Оговорюсь сразу же, чтобы потом не было досужих рассуждений о способах защиты (их, почти все уже перечислила госпожа Морозова) - все психологические инструменты в процессе формирования (воздействия) направлены не на сознание реципиента, а на связи его Подсознания и ресурсов его Памяти. Поэтому, никаким осознанным характером мыслительных процессов невозможно блокировать процесс формирования (воздействия) информации на структуру Вашей Личности. Если Вы не смогли выработать заранее навыка в критическом подходе в работе с информацией - Вы априори будете подвержены манипуляции.
Итак, в основу манипуляции (в психологии пропаганды) заложен принцип работы Подсознания и Памяти, где информационный поток через подсознательное восприятие депонируется в память ((где и хранится как образный (визуальный, аудиальный, тактильный, вкусовой, эмоционально-яркий) элемент жизненного опыта)). При этом, информационный поток, должен быть изначально разбит на составляющие и закрепляться в памяти элемент за элементом. Пока, уже пусковой стимул (в нашем с Вами случае, это к примеру, очередной выпуск программы со Скабеевой, или выступление Симоньян или статья в Российской газете или репортаж с места каких-либо событий ) не послужит тем скелетом мысли, или когниции, которая закрепится в Вас, как устойчивое, само принятое понимание окружающего Вас мира. Как элемент мировоззрения.
Основной критерий успешности, работы такого механизма - полный контроль инфополя реципиента. Т.е. к примеру, человек рожденный в таком искусственном и линейно-организованном инфополе, уже с рождения обречен на манипуляцию своим сознанием (именно поэтому, жителей СССР и называют - совками и выделяют "совковское мышление")
Пример (как это работает). Прежде чем привести пример как это работает в быту. Должен озвучить две важные вещи, которые некоторым возможно незнакомы. Человеческий мозг, способен воспринимать информацию из вне по пяти каналам (их называют перцептивными) и больше - никак. Основные из них те, что работают с искусственными сигнальными системами - Визуальной и Аудио. Если, к примеру, Вы забьете эти два канала информационными помехами, Вы можете надолго лишить человека способности ориентироваться не только в информационном поле, но и в пространстве. Правда, ненадолго. Ну это так к слову. Вторая важная вещь - избирательность внимания. Эта функция оперативного сознания, направленная на ориентацию, механизм ее действия представляет из себя, способность сознания фокусироваться на материальных и эйдетических объектах с необходимым по ситуации переключением. Из этой информации, Вам нужно уяснить, что существуют "зоны внимания по фокусу", "перцептивные зоны внимания - периферийные" и "слепые зоны" (слепые зоны доступны подсознанию через не основные перцепции и характер работы ориентировочного рефлекса). Если кому-то интересен этот ракурс в психологии - читайте о теории квазиполей Курта Левина.
Итак, бытовой пример, как работает "пропаганда".
Задача: сформировать необходимость помещения российского флага на здание администрации в Мариуполе.
Этап 1. Детерминация. Это базовый элемент пропаганды работающий на перспективу. В нем, необходимо привить Вам приятные (комфортные) ощущения от восприятия необходимых в манипуляции атрибутов. В случае нашей задачи - цветов российского флага, Берем передачу о еде (для гурманов) и во все, наиболее приятные гурманам моменты действа обязательно включаем цветовую гамму российского флага, так же делаем в передачах о детях, о животных, о собаках, в семейных кино, и закрепляем цветовой колор российского флага или целиком или по частям, во всех положительных элементах инфопотока. Таким образом, на уровне подсознания, данный цветовой образ проецируется в память, как элемент положительных переживаний. При этом. охватывая наиболее многочисленные ЦА тех или иных передач, или газет - мы формирует эти переживания во всех представителях этой ЦА (с одной поправкой, если они не слепые или дальтоники).
Этап 2. Структуризация. Структуризация это элемент планирования, он всегда взаимодействует с коньюнктурой требуемой обратной связи. Т.е. в каком ключе, и в каком направлении необходимо задать поток отношения в сознании рецепиента. Это всегда диалектическая когнитивная установка. Или - элементы (тезис-антитезис - синтез) которые необходимы для помещения в мышление реципиента. При помощи которых он будет формулировать ответы для себя. В нашем случае, тезис у нас сформулирован и постоянно подкрепляется первым этапом. А антитезис - так же сформулирован и постоянно подкрепляется тоже первым этапом, просто я его не озвучивал в примерах, но механизм Вы уже знаете, только вместо положительных ощущений подсознание делегирует в память крайне негативный эмоциональный образ. К примеру через передачи по истории, где какой-нибудь житель Мариуполя, нанес вред не только русскому или русским, а угрожал миру и т.д. и т.п. Что в Мариуполе убивают животных. Ну где-то так. Или блоку новостей, где помимо всех прочих, Мариуполь - будет либо одним из самых грязных городов, или центром контрабанды наркотиков, тут все зависит от фантазии. Главное - антитезис, должен всегда вызывать негативные эмоции и ощущения, лишь только, человек о нем вспоминает. Таким образом, две противоположные составляющие, в потоке информации, начинают постепенно соединяться. Фокусируя внимание реципиента через комплекс переживаний положительных и отрицательных.
- Этап 3. Катарсис. Это передача к примеру Скобеевой или новостная, где черным по белому, говорится о том, что российский флаг водружен над зданием администрации Мариуполя.
Вуаля - Добро победило Зло.
Конец.
п.с. : Да, еще забыл добавить, что если Вы погружены в такое линейное инфополе, хотя бы лет эдак 5, даже при условии какого-то невключенного в него периода воспитания "До" - Вы уже будете абсолютно не способны к критическому мышлению, и уж точно, в необходимых для манипулятора областях информации отличать что же на самом деле "Добро" а что "Зло". И помочь, Вам, увы, будет не только трудно, а даже невозможно. Вам придется с этим жить. Когда, Вас выдернут (или выдернет ход истории) из этого поля - депрессия и постоянные стрессы, будут Вашими лучшими спутниками до конца жизни. Это я о том, что люди, которые сегодня занимаются в России и на Украине пропагандой - в любом случае уже преступники - в рамках профессии.