Психология безразмерная наука. Что именно вы предлагаете включить в школьную дисциплину по психологии?
В 50-х годах Советского Союза включали психологию в школьную образовательную программу. Например, в учебнике Б. М. Теплова (академик, доктор наук, между прочим) наличествуют следующие главы:
- Предмет психологии
- Развитие психики
- Ощущение
- Восприятие
- Внимание
- Память
- Воображение
- Мышление и речь
- Чувства
- Воля
- Психологический анализ деятельности
- Психологический анализ личности
Исходя из содержания приходим к выводу, что детям (старшеклассникам) читались основы общей психологии. Предполагалось, что это поможет развить у них рефлексивную составляющую, т.к. легче анализировать и осознавать свои чувства, когда ты знаешь что это такое и откуда берется. Правда, проект себя не оправдал и вскоре был закрыт.
С таким же успехом вводили в школьную программу логику (что критиковал Э. В. Ильенков), а в 80-х годах появился очень современный предмет "Этика и психология семейной жизни", что сейчас именуют секспросветом. Но и его через пару лет из школьной программы убрали (а зря, вот его я бы в школы вернул).
Если под уроками психологии понимать "принципы экологичного общения" и прочие штуки, под общим модным названием Soft-Skills, то я считаю их введение в ранг общеобразовательных дисциплин просто-напросто вредным. Школьная программа итак перегружена, а это помимо педагогических кадром еще и часы искать надо. Но это лирика, проблема в другом.
Навыки общения формируются естественным образом в процессе социализации. Собственно школа - один из социализующих институтов. То, что деградация коммуникативных навыков сейчас поднимается как проблема (а проблема реальная) свидетельствует о том, что прежние институты социализации перестали свою роль выполнять (важнейшим, первичным институтом социализации является семья). Введение Soft-Skills в школы выполняет компенсаторную функцию, это пластырь на трещащую по швам социальность. По хорошему, необходимо саму школу, а лучше - образовании вообще, реорганизовать таким образом, чтобы такой проблемы не возникало в принципе.
Прежде чем вводить тот или иной предмет в школьную программу, нужно понимать зачем, с какой целью и в ущерб чему. Тот же Soft-Skills пытаются продвигать через дополнительное образование - пусть так оно и остается.