Еще до «Капитала» Маркс писал в предисловии к «Критике политической экономии»:
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Очевидная глупость.
Все как раз наоборот — там где сознание людей формирует бытие, там успех.
Мы по сей день не можем выбраться из этого кошмара - живем в бессознательном состоянии в предложенных обстоятельствах. Как только сможем сознательно выбирать бытие, все пойдет замечательно.
Есть простые и понятные вещи — жить в бессознательном состоянии нельзя.
Человеку свойственно осознано улучшать свое бытие — делать ремонт, совершенствовать телефон, автомобиль и тд.
Как можно относиться к человеку, который говорит что не надо делать ремонт, живите в грязи — это ваше бытие, под него подстраивайте сознание?
Если бы человек не сознанием определял бытие, а подстраивался под существующие состояние социума, то мы по сей день бегали бы с каменными топорами, в лучшем случае.
Меня поражает как люди не понимают очевидную глупость этого постулата.
Что касается экономики - пафос Маркса состоит в том, что труд обладает правом на справедливую долю в разделе продукта, так как человек является основной производительной силой. На этом построена вся теория.
Ошибочность этого построения очевидна, особенно с высоты лет.
Человек являлся основной производительной силой в доиндустриальный период.
В индустриальный и постиндустриальный основными являются другие факторы и главный - научно-технический прогресс. При этом факторе работник не может претендовать на долю — главное движение капитала и управленческие технологии.
Популярность Маркса связана с высокой степенью научности и глубиной проработки.
Но учитывая ошибочность истоков - не предвидение научно-технического прогресса, получился эффект неправильно застегнутой первой пуговицы — все дальнейшие действия не приводят к ожидаемому результату. В конечном счете, адепты Маркса положили миллионы жизней на осуществление теории основанной на ошибке.
Самое обидное, ни где в мире даже не пытались осуществить эту хрень, хотя там уже был пролетариат. Аграрную Россию просто изнасиловали.
Весь мир до Маркса, во время Маркса и после Маркса живет и развивается по А.Смиту:
'Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов'.
Да, актуальны. Прибыль по-прежнему представляет собой присвоение неоплаченного чужого труда, значит базовые выводы Маркса верны. Предельно простой разбор вопроса для "чайников" в моей статье http://vestnikburi.com/priroda-pribyili/
Конечно есть! Великое не устаревает! не зря до сих пор экономисты те же изучают учение Маркса, не зря и в наше время столько приверженцев марксизма.