Начнём с того, что с навязчивыми мыслями не следует бороться, в том плане, что не нужно их пытаться задавить в себе волевым усилием. Избегать их, впрочем, тоже не нужно и/или делать вид, что их нет. Любая попытка побороть мысли, либо же притвориться, что их нет, будет приводить только к тому, что таких мыслей будет становиться всё больше, а их воздействие будет всё сильнее.
Такое поведение навязчивых мыслей объясняется их тревожной природой. Если с источником страха можно бороться избеганием или конфронтацией, то с источником тревоги это делать бессмысленно, так как у тревоги просто нет осознаваемых источников – источник тревоги всегда находится внутри человека, тогда как источник страха всегда снаружи.
Проще, говоря, самый простой способ преодоления навязчивых мыслей – это их принятие как данности, как факта.
Проблема безусловного принятия таких мыслей заключается в том, что нашему мозгу и нашей психике в целом такое принятие даётся с большим трудом, ведь вся наша природа заточена изначально на конкретные действия в случае возникновения ощущения угрозы: напасть или убежать.
Но тревожные мысли на то и называются тревожными, что угроза в них представлена не в реальном виде, а в потенциальном, то есть столкновение с угрозой как бы переносится в будущее, а носителю этого ощущения предлагается подготовиться к встрече с угрозой. Проще говоря, человек с навязчивыми мыслями боится не того, что происходит с ним сейчас, а того, что случится потом, вследствие текущего состояния. Например, человек, переживающий за скачки давления и пульса, боится, конечно же, потенциальных инфарктов и инсультов; человек с хроническими головными болями (которые обычно возникают при неврастении) боится тех же инсультов или рака мозга и т.д.
Фишка тревожных навязчивых мыслей, которую можно использовать в качестве способа их преодоления, заключается в том, что такие мысли обычно являются ограниченными, у них всегда существует определённый барьер, дальше которого такие мысли не развиваются. У большинства людей такие мысли, как правило, обрываются, то есть не доводят проживание потенциальной «истории» до конца, либо, если концом тревожного «сюжета» является смерть, то такие мысли, как правило, ограничены в количестве деталей. Например, те же навязчивые мысли про инфаркты на тех же инфарктах и обрываются, пугая последующей неизвестностью, а мысли о смерти от внезапной остановки сердца не поясняют, по каким таким объективным причинам сердце здорового человека вдруг ни с того ни с сего должно остановиться.
То есть можно сказать, что само построение навязчивых мыслей во многом лишено логики, весь их эффект объясняется одними лишь эмоциями, тогда как по факту логика построения таких мыслей не выдерживает никакой критики. Такие мысли представляют собой то, что можно назвать небылицами, фантазиями. Именно поэтому с ними можно справиться через дальнейшее фантазирование и воображение.
В своей работе я практически всегда использую технику парадоксальной интенции, которая заключается в намеренном усилении тревоги и дофантазировании таких мыслей с доведением их до абсурдно-нелепого состояния. Подробнее об этой технике можно прочитать здесь https://vk.com/no_panic_attacks?w=wall-126161114_399
Вместе с тем, чтобы научиться принимать навязчивые мысли, важно научиться не вовлекаться в них, что становится возможным при развитии осознанности. Если воспринимать мысли просто как «сюжеты и картинки», которые к реальности никакого особого отношения и не имеют, то само их наличие перестаёт быть проблемой (собственно, такие мысли есть практически у всех людей, но большая часть просто не придаёт им никакого особого значения и даже не замечает их). Конечно, наличие высокого уровня тревожности и напряжения, а также сильной ситуативной тревожности крайне способствует тому, чтобы такие мысли были замечены.
В состоянии напряжения мы становимся очень бдительными и мнительными, что связано с вышеупомянутой попыткой приготовиться к встрече с угрозой. Проблема тревожности заключается в том, что психика пытается навязчиво идентифицировать источник угрозы, и с радостью наделяет всё необычное свойствами этого источника. Проще говоря, те же тревожные мысли или необычные ощущения в теле (которые по факту очень даже обычные) могут сами стать источниками тревоги. А дальше система замыкается – и вот уже человек начинает реагировать тревогой на собственные мысли или ощущения в теле наподобие усиленного сердцебиения (которые, на самом деле, сами по себе и являются следствием тревоги).
Хорошим способом принятия мыслей и развития осознанности является самая обычная медитация дыханием. Для её выполнения достаточно просто закрыть глаза и сфокусироваться на своём дыхании, возвращая внимание к дыханию каждый раз, когда оно будет уходить в те же мысли. Ежедневное выполнение такой техники в течение хотя бы 10-20 минут даст со временем значительный эффект и позволит не погружаться глубоко в содержание навязчивых мыслей, а просто принимать их как данность.
В любом случае наличие такого рода мыслей требует комплексного подхода к их лечению, который в оптимальном варианте подразумевает прохождение курса психотерапии. Потому что такие мысли не возникают на ровном месте, а имеют более глубокие причины, требующие особого к себе подхода.
Спасибо, мне помогло
Можно, только недавно про ипохондрию или тревогу о здоровье или тревогу и болезни вышла моя статья. Прочитайте тут https://www.smartpsy.ru/articles/2715/ Самостоятельно преодолеть это не возможно, нужно обратиться у специалисту который применяет когнитивно-поведенческие протоколы лечения для минимизации тревожных мыслей и ипохондрических фиксаций.