Если вы дошли до конкурентного анализа, значит у вас уже есть сформулированная идея продукта, решающая какую-то проблему клиента, а также портреты потенциальных клиентов. Если этого нет, конкурентный анализ проводить рано. Если всё есть, приступаем.
Многие считают, что конкурентов у их продукта нет, так как не видели ничего похожего. Это очень большая ошибка. Вы, наверняка, задавали своему потенциальному клиенту вопрос — как сейчас он решает свою проблему, на которой выстроите свою гипотезу. Те, кто помогает ему её решать и есть ваши конкуренты, даже если их бизнес-модель и продукт абсолютно не похожи на вашу.
Внимательно изучите все решения, которые узнали от клиента. Попробуйте поставить себя на место клиента и поискать в интернете пути решения проблемы, так, как их искали бы вы. Выпишите все продукты и сервисы, которые у вас получились в результате. Выделите три компании или сервиса, которые встречаются чаще всего.
Лучший способ проанализировать конкурента — оценить его сильные и слабые стороны. Начните с сильных, это сложнее, но недооценивать своего конкурента — серьёзный риск.
Разделите листок вертикально на две части и выпишите в левый столбик сильные стороны конкурента. Воспользуйтесь методом мозгового штурма, представьте, что вы хотите убедить кого-то в том, что продукт вашего конкурента — лучший в мире, какие аргументы вы бы применяли? Старайтесь оперировать теми качествами конкурента, которые важны для вашего клиента.
В правом столбике по тому же принципу перечислите слабые стороны конкурента.
Ещё один отличный вариант — пригласить на мозговой штурм несколько потенциальных клиентов и попросить их рассказать о плюсах и минусах конкурента и внимательно записать всё.
У вас появился список сильных и слабых сторон конкурентов, теперь нужно проанализировать этот список. Для начала, займитесь слабыми сторонами. Обдумайте вместе с командой:
Изучите слабости конкурента, подумайте:
Какие из слабых сторон конкурента больше всего влияют на клиента? Подумайте, как акцентировать на них внимание, чтобы выгодно отличаться от конкурента.
Коллеги уже написали много информации по теме. Я лишь дополню: в свое время обошелся без анализа рынка, т.к. "чувствовал" продукт. Оказалось, что мои "ощущения" и реальность сильно расходятся. Выяснилось это только после затрат на маркетинг + общения с ЦА.
Записал видео на эту тему: https://www.youtube.com/watch?v=teNRDNb96kw