Существует миф о "темных Средних веках". Его создали в эпоху Просвещения т.н. "энциклопедисты" из Франции Вольтер и Ко в XVIII веке. Эти "просветители" ставили своей одной из главных задач уничтожить христианства во всей Европе путем его максимально полной дискредитации, в т.ч. создания мифа о "темных Средних веках". Правда, вот соборы этих темных Средних веков завораживают всех. На самом деле, никаких "темных Средних веков" не было, а все ведущие ВУЗы в Европе заложили монахи и Церковь по привелеям королей: Самый старый университет в Европе - XI век, Болонья. Саламанский университет заложил испанский король под покровительством Церкви, а Сорбонна в Париже заложили монахи (доминиканцы) - это XIII век , Оксфордский университет - вышел из римско-католического ВУЗа, где готовили священников с XII века, Университет в Кракове XIV век - по привелею короля заложен, но под покровительством Церкви, Мюнстер в Германии в 1588 году заложили монахи-иезуиты, Кёнигсбергский университет - заложили лютеране-протестанты, Вильнюсский университет в Литве XVI век - заложили монахи-иезуиты, Полоцкий университет в Беларуси 1582 год - заложили монахи-иезуиты, Львовский университет в Украине XVII век - заложили монахи - иезуиты. Как мы видим, в европейской цивилизации от Испании до Беларуси и Украины именно Церковь играла первую скрипку в образовании людей. В рамках всех этих ВУЗов рождались науки в спорах. Иногда эти споры нарушали системы, принятые Церковью не как догму, а как модель мира, например, Птоломеевская модель геоцентризма, возникшая в античности и принятую Церковью. Очень много ученых и открытий были сделаны именно церковниками: францисканец Роджер Бекон, францисканец Ульям Оккам, священник Николай Кузанский и т.д. и даже наш славянин, Коля Коперник тоже астроном и церковный каноник.)) Эти знания, накопленные монахами и церковниками, позволили в XV-XVI веке создавать корабли, открывать континенты, торговать, снова финансировать науку и двигать технологии. В православном мире и в мусульманском мире история шла по другому - от науки в сторону, в том числе отвергали научное исследование Библии и Корана соответственно, даже ради подтверждения их правоты. Во всем православном мире, а это все Балканы, Кипр и большая часть исторической Руси до XV века было только два ВУЗа более менее европейского масштаба - Константинопольский университет и школа платоников в греческом городе Мистра. И то - это наследие Рима, коим себя византийцы прямо и относили. В XV веке Византия пала и в православном мире вплоть до XVII века никаких ВУЗов не было. Это привело, например, Русское царство с такой территорией от Смоленска до Казани и Сибири к технологической и культурной отсталости от Европы. На что обратил внимание Петр Первый и радикально развернул Россию на Запад. Подальше от отсталости. В мусульманском мире были знаменитые аристолевские и научные школы и до XI века именно мусульмане двигали науку в Евразии. Однако с течением времени их богословы отказались от знаний в пользу т.н. простой веры, что привел мусульманский мир к технологической отсталости от Европы.
Китай был завоёван в Средние века монголами, позже их родственничками маньчжурами и там долго правила монгольская и маньчжурская династии и им о развитии наук и технологий не было дела - было много войн. После контакта португальцев и японцев в XVII веке сегуны Японии приняли решения прервать все отношения с Западом, поскольку Запад нес христианства и размывал по мнению сегунов культурные традиции Японии. Вплоть до XIX века Япония была самоизолированной страной и 100% суверенной))) итог - технологическая отсталость к XIX веку.