А вот нет; не должна.
Давайте различим "делает" как дело и "просто делает" как любое движение. Во втором значении что-либо делать может всякое живое существо; иногда даже неживое.
В этом смысле человек вписан во взаимодействие всего сущего. И его поведение попросту описывается существующими законами природы. На разных уровнях немного по-разному.
На физическом уровне оно подчинено законам физики, на "витальном" — биологии, на социальном и других уровнях — везде есть соответствующие законы движения.
Не все законы уже известны, но мы верим, что они есть.
Причиной в этом смысле является само существование. Всё существующее движется, так или иначе.
Какое именно движение — уже зависит от внутренних процессов и внешних воздействий; соответственно уровню.
Физически движение определяется действующими силами. Или принципами симметрии; смотря как описывать.
Биологически — химическими процессами, электрическими импульсами, рефлексами и стимулами, взаимодействием организмов, организацией их сообщества и так далее.
Можно сказать иначе, другими словами, это не суть. Суть в том, что в этом движении нет никакого собственно дела.
А вот причины как раз таки есть. Сила даёт ускорение, стимул — реакцию, естественный отбор — эволюцию… Всегда можно сказать, почему движение происходит именно так.
Если не сейчас, то потом. Когда нужный закон будет открыт.
Человеческое делание дела происходит совсем иначе.
Дело подразумевает цель. Ожидаемый результат.
И человек в принципе может "поставить перед собой" совершенно любую цель. Какую угодно. В этом смысле он свободен.
Мотив есть всегда, это верно. Но исходный мотив не определяет ещё конечную цель какого бы то ни было дела.
Даже такого простого, как освобождение кишечника.
Человек что-либо делает просто потому, что он человек. Ему, как человеку, важнее зачем он это делает.
Порой он может чувствовать себя опустошённым, ничего не хотеть, как если бы у него не было никакого мотива. И никакой причины что-либо вообще делать. Людям это свойственно, отсутствие оснований.
Однако при этом они могут обходиться без них. По меткому выражению одного философа
человек — "безосновное существо"
С другой стороны, человек может выдумать себе причину. Найти основание. Построить фундамент, образно говоря, своего дела.
И делать.
Не парясь о предопределённости своего поведения.
И наоборот — может заниматься всякой не относящейся к делу ерундой, когда мотив кричит ему прямо в ухо…
Ничего не делать, иначе говоря, вопреки наличию причин.
А то и именно поэтому. Как бы сопротивляясь необходимости действовать. Когда смысла нет, люди его ищут. И находят! А когда "промедление смерти подобно" — могут игнорировать.
Почему?
Потому что ощущают себя потенциально свободными существами.
И всё их поведение подчинено стремлению к свободе.