Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему Герасим утопил Муму по приказу барыни, а не вернулся вместе с собакой в деревню, откуда эта покорность?

Домашние задания
Антон Кокорин
  · 208,5 K

Интересный вопрос. Мы рассуждаем о Герасиме так, как будто в состоянии посмотреть на мир его глазами.

Мы считаем, что наш рациональный взгляд на жизнь является единственно возможным, нас поражает, что человек по доброй воле может воспринимать мир нерационально. Мы не можем поверить, что Герасим не хочет иметь такую же свободу в принятии решений, какую имеет  Барыня (впрочем, вряд-ли Герасим считает, что и Барыня свободна в своём выборе). Нам кажется, что он просто глуп и непоследователен, или более того, наделяем его внутренний мир привычными для нас смыслами рассуждая, например, что он уничтожил нечто сокровенное в вебе, чтобы освободиться.

Но представляется, что понять российского крестьянина 19 века с точки зрения рационального мышления невозможно. Его видение мира было принципиально другим.

Он воспринимал себя частью среды своего обитания, он так или иначе приспосабливался к ней, но никогда не пытался её изменить (во всяком случае до тех пор пока интеллигенция не придумала для него новую, постоянно изменяющуюся всеми, кому не лень, среду). Для него было естественным воспринимать мир (в том числе самого себя) как нечто данное, непознаваемое, не зависящее от его воли. Он воспринимал себя существом, которое каким-то неведомым образом появилось, неведомым образом живёт на этом свете, и неведомым образом его покинет.

Учитывая это, Герасим поступил совершенно естественным образом. Представляется, что любой другой крестьянин поступил бы также.

Частью среды обитания для крестьянина были его господа, воля которых была для него непонятна и непредсказуема, так же как и неведомые силы природы. Это непривычное для рациональной европейской мысли состояние. Герасим не смотрит на мир глазами человека, воспринимающего этот мир лишь как исходный материал для создания понятной ему умозрительной справедливости. Мир для него необъясним и сакрален. Внешние проявления своей воли для него всегда ограничены силами этого мира (а воля барыни - это необъяснимая для Герасима внешняя сила), воля в его понимании дана человеку для того, чтобы он приспосабливался к миру, но не изменял его. 

Герасим не мог не подчиниться объективной для него воли барыни, так как она в его восприятии мира, в силу своей объективности существовала независимо от него. Но он мог скрыться от неё, уйдя в деревню (никто не говорил ему, что конкретно этого делать нельзя). Это как непогода - человек не может восстать против грозы и ливня, он вынужден с ними мириться, но он может скрыться от них.

Пользуясь Вашей аналогией скажу, что Герасим сначала промок под ливнем, а потом  ушёл искать себе убежище от него.

Поэт, переводчик, литературный критик  · 26 мая 2016  · trepang.livejournal.com
Хороший вопрос: ведь Герасим мог попросту уйти от барыни вместе с собакой. Но, кажется, это просто не пришло ему в голову: из послушания перед Госпожой он сначала топит Муму (не забывая ее накормить напоследок щами; это что-то из русского менталитета, подмеченное Тургеневым: ср. с фронтовым дневниковым рассказом Твардовского о пойманном немце, которого не могли больше с... Читать далее

Вот только Муму вряд ли могла его за это поблагодарить, как Лариса — Карандышева.

Браво! :)

пользователь TheQuestion.  · 7 июн 2023
Как странно то, что тут читаю я. Даже не решался написать. Но раз уж время пришло проекту закрываться, то попробую ответить. Почему Герасим не ушел вместе с собакой, раз уж решился уйти. Так как он не бежал вообще, а только ушел обратно в деревню, то это не побег, а неподчинение. Но наказать хозяин, конечно, мог очень серьезно. Мне кажется по тексту ответ очень простой... Читать далее
среднестатистический проебатель  · 26 мая 2016
На этот вопрос отлично отвечает Дмитрий Быков. Суть сводится к тому, что, чтобы обрести свободу, человек должен освободиться от всяких привязанностей. Свобода ведь вещь очень страшная, она пугает. Чтобы не быть ни от чего и ни от кого не зависящим нужно быть человеком высшего порядка. Тот же Базаров это человек высшего порядка, презирающий всякие условности... Читать далее
Тоже, прочитав этот вопрос, сразу хотела привести цитату из замечательной лекции Д. Быкова, посвященной творчеству... Читать дальше
Будущий преподаватель английского языка... Боже, помоги России  · 26 мая 2016

У Быкова была очень хорошая версия: чтобы сбежать, чтобы стать свободным от барыни надо всего-напросто убить своё Муму, свою душу. Герасим делает это, чтобы стать свободным. Страшная трактовка.

А подробнее? Не улавливаю логики? Почему убийство души делает свободным? М.б. аналогии?

Умею готовить еду. Очень не люблю безграмотность, мат и переход на личности в...  · 22 мар 2018

Вы тут хорошо всё сказали, умно и философически. Терять нечего, теперь свободен. А я скажу по-простому: Герасим - тормоз. Он сначала исполнил приказ барыни, а потом сам родил своё решение. Типа "лучше поздно, чем никогда". Это, всего лишь, моё маленькое вонючее мнение.

Комент отпад🐱
Переводчик, преподаватель английского и польского языков.  · 12 июн 2018
Потому что Герасим до утопления Муму и после - два кардинально разных человека с психологической точки зрения. Герасим до утопления - беспрекословный слуга, который и не помышлял о побеге в деревню (а именно это он и сделал, не спросив разрешения, мы точно не знаем, чем закончилась его история, скорее всего - его снова вернули во двор к барыне). Он любил другую служанку... Читать далее
Министерство не твоих собачьих дел  · 2 дек 2018

Пошёл на поводу у общества. Односельчанам не нравилась собачка и они заставили деда избавиться от неё.

Вот так то. Никогда не идите на поводу у большинства.

Автору вопроса - учить историю Российской Империи. Тогда, глядишь, узнает что такое крепостное право и чтобы сделали с Герасимом за "уход". Простые такие все комментаторы, просто туши свет

Ещё в школе учили же. После этого Герасим не вернулся к барыне. Принести Муму в жертву это был символ того, что он больше никогда с Барыней не будет связан, как последнее Ее исполненное слово.