На мой взгляд, сама формулировка "артхаусное кино" довольно спорная, потому что туда попадает все "непонятное" ("кино не для всех"; хотя "кино для всех" - что это?). Для каждого эта граница индивидуальна - для кого-то понятное заканчивается на Дель Торо, для кого-то на Джармене, для кого-то вообще почти никогда.
Если обратиться к изначальному значению термина, то артхаусами называли кинотеатры, где показывали европейское кино и независимые или экспериментальные картины (грубо говоря, "дом искусства" в оппозиции широкому прокату, мейснтриму и всему прочему).
Сейчас сюда записывают и социальное кино (хотя казалось бы), и поэтическое, и сюрреалистическое, и экспериментальное, и авторское кино (хотя оно не всегда противопоставлено коммерции) - все скопом, удобный маркер для всего, чтобы не разбираться. При этом провести водораздел между масскультом и артхаусом не так-то просто (есть термин арт-мейснтрим, это когда 50 на 50, но он тоже, понятное дело, крайне субъективный).
Поэтому вопрос "Зачем нужно артхаусное кино?" по сути равен вопросу "Зачем нужно кино без большого бюджета?" (степень коммерческой неуспешности "артхаусного" кино - довольно спорный миф; очень много понятных фильмов также записывают в "артхаус", поэтому идентифицировать его через сложность/новаторство - тоже неоднозначный подход). В эту расплывчатую категорию зачастую попадают все сколько угодно "неудобные" для зрителя (индивидуального зрительского восприятия) фильмы, фильмы, дарящие сильные эмоции или мысли, как в хорошем, так и плохом смысле этого слова.
Поэтому, на мой взгляд, важно понимать, что возникновение одной идеи тут же порождает ответвления или идеи ровно противоположные: когда одни режиссеры стремятся удовлетворить зрителя, режиссеры вроде Робера Брессона считают, что зритель приходит в кинозал не развлекаться, а совершать мыслительную работу, а некоторые режиссеры о зрителе не думают вообще, изучая природу явлений, которые они считают важным для себя и/или для (современного) общества. Разница, в общем, в уровне и стилистике диалога, а так как люди не могу говорить и мыслить одинаково, есть не только мейнстрим, но и целый спектр других интонаций, которые загоняют под ярлык "артхаусное".
Затем, чтоб было.
Артхаус - кино эмоций для эмоций. Лично мне проще всего почувствовать атмосферу именно в артхаусе, ведь в нем, в отличии от кино, нет одного трактата сценария, зачастую сценария вообще нет и это очень круто. Имхо