Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Зачем нужно артхаусное кино?

КиноКино-театр.ру
Алла Моисеева
  · 7,4 K
редактор kino-teatr.ru, автор «Искусства кино», ведущий подкаста Monday Karma  · 27 сент 2016  ·
micmacs

На мой взгляд, сама формулировка "артхаусное кино" довольно спорная, потому что туда попадает все "непонятное" ("кино не для всех"; хотя "кино для всех" - что это?). Для каждого эта граница индивидуальна - для кого-то понятное заканчивается на Дель Торо, для кого-то на Джармене, для кого-то вообще почти никогда.

Если обратиться к изначальному значению термина, то артхаусами называли кинотеатры, где показывали европейское кино и независимые или экспериментальные картины (грубо говоря, "дом искусства" в оппозиции широкому прокату, мейснтриму и всему прочему).

Сейчас сюда записывают и социальное кино (хотя казалось бы), и поэтическое, и сюрреалистическое, и экспериментальное, и авторское кино (хотя оно не всегда противопоставлено коммерции) - все скопом, удобный маркер для всего, чтобы не разбираться. При этом провести водораздел между масскультом и артхаусом не так-то просто (есть термин арт-мейснтрим, это когда 50 на 50, но он тоже, понятное дело, крайне субъективный).

Поэтому вопрос "Зачем нужно артхаусное кино?" по сути равен вопросу "Зачем нужно кино без большого бюджета?" (степень коммерческой неуспешности "артхаусного" кино - довольно спорный миф; очень много понятных фильмов также записывают в "артхаус", поэтому идентифицировать его через сложность/новаторство - тоже неоднозначный подход). В эту расплывчатую категорию зачастую попадают все сколько угодно "неудобные" для зрителя (индивидуального зрительского восприятия) фильмы, фильмы, дарящие сильные эмоции или мысли, как в хорошем, так и плохом смысле этого слова.

Поэтому, на мой взгляд, важно понимать, что возникновение одной идеи тут же порождает ответвления или идеи ровно противоположные: когда одни режиссеры стремятся удовлетворить зрителя, режиссеры вроде Робера Брессона считают, что зритель приходит в кинозал не развлекаться, а совершать мыслительную работу, а некоторые режиссеры о зрителе не думают вообще, изучая природу явлений, которые они считают важным для себя и/или для (современного) общества. Разница, в общем, в уровне и стилистике диалога, а так как люди не могу говорить и мыслить одинаково, есть не только мейнстрим, но и целый спектр других интонаций, которые загоняют под ярлык "артхаусное".

Никто  · 26 сент 2016
Ваш вопрос звучит как "зачем нужна академическая музыка, если есть рок-н-ролл."? Ничего не имею против рок-н-ролла, и вообще, это грубая аналогия, в кино границы между мейнстримом и артхаусом, пожалуй, более размыты, чем между поп-музыкой и академической. Это разные подходы к созданию кино, причем не сказать, что какой-то подход лучше, они могут существовать. Мне... Читать далее
кинокритик  · 27 сент 2016
Артхаусное кино нужно тем, кто готов его за деньги смотреть, тем кто готов финансировать его создание, показывать и тем кто продолжает его снимать. И нужно оно всем этим людям по тем же причинам, по которым другой аудитории и мэйнстримовой части киноиндустрии нужны боевики или тинэйджерские комедии. Кинофестивали и ограниченный прокат сейчас — просто другая модель... Читать далее
Главный редактор и издатель интернет-портала Film.ru  · 26 сент 2016
Вообще ответ на этот вопрос могут дать лишь те, кто его смотрит. И, думаю, в случае каждого конкретного человека он будет свой собственный. Я воспринимаю его как "контрпрограмминг" - кино, целенаправленно и сознательно направленное на разрушение жестких рамок массового кино, и периодически смотрю фильмы, которые принято называть артхаусными, чтобы "прочистить мозги" от... Читать далее
Специалист в области атомных электрических станций, инженер-контролер на ХАЭС  · 26 сент 2016
Мои примитивные рассуждения закончились на том, что артхаус - тоже самое кино, как бы это удивительно не показалось, в котором режиссер (или другие участвующие лица) воплотил какую-то конкретную идею, как и режиссер рядового кино, только в своём уникальном и изощренном стиле. Отчасти интеллектуальное кино, для понимания которого нужно поднапрячь мыслительную машину... Читать далее

Затем, чтоб было.

Артхаус - кино эмоций для эмоций. Лично мне проще всего почувствовать атмосферу именно в артхаусе, ведь в нем, в отличии от кино, нет одного трактата сценария, зачастую сценария вообще нет и это очень круто. Имхо

Кино/реклама  · 26 сент 2016
Простой ответ. Есть песни Нюши, а есть грандиозная десятая симфония Шостаковича. Есть книги Дарьи Донцовой, а есть Джойс или Сартр. Есть "Пираньи 3d", а есть фильмы Брессона, Куросавы или Бергмана. Первое - это коммерчески успешный продукт для досуга и развлечения, второе - произведение искусства, которое иногда шокирует, раздражает, кажется непонятным или слишком... Читать далее
Простой, и потому неверный.  Если бы на одном полюсе всегда был Майкл Бэй, а на другом Тарковский - вопросов бы не... Читать дальше