Маркировка рекламы

С 1 сентября 2022 вся онлайн-реклама, показывающаяся на территории России, размечается особым образом. Разметка, или маркировка, рекламы включает 4 основных действия:
  • Подачу информации о конечном заказчике перед размещением рекламы.
  • Получение токена — уникального идентификатора рекламного объявления, присваиваемого оператором рекламных данных для каждого креатива.
  • Добавление пометки «Реклама» ко всем креативам.
  • Подачу остальной информации о рекламе и участниках цепочки в соответствии с подзаконными актами, включая разаллокацию (детализацию) акта с рекламной системой по актам заказчиков (актуально для рекламных агентств и паблишеров, работающих напрямую с селлерами и прямыми рекламодателями, которые хотят подавать данные самостоятельно).

Информацию от всех участников цепочки: рекламодателей, рекламных систем, паблишеров и посредников (агентств и фрилансеров) операторы рекламных данных (ОРД) передают в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — систему учета рекламы, которую создает Роскомнадзор. ОРД также выдают токены на рекламные креативы и хранят их как минимум в течение одного года. По новому закону все участники рекламной цепочки отвечают за передачу данных в ЕРИР. В реестре фиксируются и агрегируются данные ОРД, а рекламодатели и иные участники цепочки размещения рекламы могут получить сведения о проведенных рекламных кампаниях.

  1. ОРД Яндекс
  2. Описание объекта рекламы
  3. Коммерческая тайна Яндекса
  4. Вопросы и ответы

ОРД Яндекс

Яндекс, как оператор рекламных данных, выдает токены для каждого креатива перед размещением в Директе. А также добавляет пометку «Реклама». Эти условия прописаны в оферте, на основании которой Яндекс размещает вашу рекламу.

Чтобы соответствовать требованиям закона о рекламе в части маркировки, выполните следующие действия:

Вы сами ведете свою рекламу

Если вы сами ведете свою рекламу, вам необходимо указать информацию в кабинете Директа, остальное Яндекс сделает за вас. Чтобы добавить данные:

  1. В меню нажмите на свой логин и выберите Мои настройки. На странице Настройки пользователя укажите данные о себе как о конечном рекламодателе (заказчике рекламы):

    • Резиденты РФ:

      • для физических лиц — свой ИНН или телефон;
      • для юридических лиц и ИП — свой ИНН.
    • Нерезиденты РФ:

      • для физических лиц — номер мобильного телефона или номер электронного средства платежа;
      • для юридических лиц — VAT или другой регистрационный номер.
  2. Под полем ИНН/VAT перейдите по ссылке к форме, чтобы указать дополнительные сведения о себе как о рекламодателе. Оставьте опцию Я — конечный рекламодатель включенной. Мы рекомендуем передавать максимум данных.

Подробнее

Вы — представитель агентства и работаете напрямую с клиентом

До показа рекламы

  1. Зайдите по очереди в каждый логин клиента и выберите Мои настройки. На странице Настройки пользователя укажите данные о конечном рекламодателе (заказчике рекламы):

    • Резиденты РФ:

      • для физических лиц — ИНН;
      • для юридических лиц и ИП — ИНН.
    • Нерезиденты РФ:

      • для физических лиц — номер мобильного телефона или номер электронного средства платежа;
      • для юридических лиц — VAT или другой регистрационный номер.
  2. Под полем ИНН/VAT перейдите по ссылке к форме. В разделе Атрибуты конечного рекламодателя укажите все известные сведения о заказчике рекламы. Выключите опцию Я — конечный рекламодатель — появятся еще 2 раздела:

    • В разделе Атрибуты контрагента конечного рекламодателя укажите данные о своем агентстве (как об исполнителе для конечного рекламодателя).
    • В разделе Атрибуты договора с конечным рекламодателем укажите данные вашего договора с клиентом.

    Мы рекомендуем передавать максимум данных.

После показа рекламы

В Партнерском кабинете в разделе «Отчет для Маркировки» после 12 числа месяца, следующего за отчетным, появится черновик отчета по Директу. В нем будет информация, которую вы указали в Директе. Проверьте и дополните отчет, а затем отправьте его в ОРД. Отправить отчет необходимо до 30 числа месяца, следующего за отчетным. Например, информацию за сентябрь необходимо передать до 30 октября.

Подробнее

Вы — представитель агентства и работаете с клиентом через посредника (субагентство)

До показа рекламы

  1. Зайдите по очереди в каждый логин клиента и выберите Мои настройки. На странице Настройки пользователя укажите данные о конечном рекламодателе (заказчике рекламы):

    • Резиденты РФ:

      • для физических лиц — ИНН;
      • для юридических лиц и ИП — ИНН.
    • Нерезиденты РФ:

      • для физических лиц — номер мобильного телефона или номер электронного средства платежа;
      • для юридических лиц — VAT или другой регистрационный номер.
  2. Под полем ИНН/VAT перейдите по ссылке к форме. В разделе Атрибуты конечного рекламодателя укажите все известные сведения о заказчике рекламы. Выключите опцию Я — конечный рекламодатель, появятся еще 2 раздела:

    • В разделе Атрибуты контрагента конечного рекламодателя укажите все известные сведения о посреднике (субагентстве, которое имеет непосредственные договорные отношения с конечным рекламодателем).
    • В разделе Атрибуты договора с конечным рекламодателем укажите все известные сведения о договоре между рекламодателем и посредником (субагентстве, которое имеет непосредственные договорные отношения с конечным рекламодателем).

    Если в цепочке несколько посредников, нужно указать данные про того посредника, который имеет непосредственно договорные отношения с конечным рекламодателем.

После показа рекламы

В Партнерском кабинете в разделе «Отчет для Маркировки» после 12 числа месяца, следующего за отчетным, появится черновик отчета по Директу. В нем будет информация, которую вы указали в Директе. Проверьте и дополните отчет, добавьте сведения обо всех участниках цепочки посредников. Отправить отчет в ОРД необходимо до 30 числа месяца, следующего за отчетным. Например, информацию за сентябрь необходимо передать до 30 октября.

Подробнее

Описание объекта рекламы

По требованию Роскомнадзора в ЕРИР должно передаваться описание каждого баннера — бренд, товарная категория, дополнительное описание содержания. Описание не появляется в объявлении и доступно только в личном кабинете ЕРИР. Оно передается сразу после модерации. А также при изменении текста, картинки или другого элемента рекламных материалов.

В Директе для каждого объявления описание объекта рекламы генерируется автоматически. За основу берется информация из размещаемых рекламных материалов (например, заголовки и тексты объявлений, изображения, видео, фид). Автоматически сгенерированное описание не гарантирует полноту и достоверность информации, поэтому перед отправкой информации в ЕРИР ее необходимо проверить. В кампаниях Текстово-графические объявления, Реклама мобильных приложений, Мастере кампаний и медийных кампаниях вы можете отключить автоматическую генерацию и изменить описание вручную:

  1. В рекламной кампании перейдите к редактированию ее объявлений.
  2. В выбранном объявлении отключите опцию Автоматически формировать описание для ЕРИР.
  3. Укажите новое описание, не более 1000 символов — название бренда, товарную категорию, краткое содержание рекламных материалов.

Если вы оставите поле пустым, после модерации описание будет сгенерировано автоматически.

В кампаниях, где объявления создаются автоматически на базе фида или сайта (Динамические объявления, Смарт-баннеры, Товарные кампании) автоматическое описание изменить невозможно.

О том, какие еще данные необходимо передавать в ЕРИР и сроках передачи читайте в разделе Вопросы и ответы.

Коммерческая тайна Яндекса

Яндекс может устанавливать режим коммерческой тайны в отношении рекламы, размещенной в Директе.

К информации, составляющей коммерческую тайну Яндекса, могут относиться сведения:
  • о стоимости оказанных услуг;
  • о порядке ценообразования;
  • о статистике или иной информации, имеющей коммерческую ценность для Яндекса в силу ее неизвестности третьим лицам.
Таким образом, каждый месяц необходимо передавать данные по актам между агентством и Яндексом в ОРД Яндекса. Данные по актам между агентством и его контрагентом можно загружать в любой ОРД, если не раскрываются данные, относящиеся к коммерческой тайне Яндекса. При этом все равно необходимо заполнить отчет в Партнерском кабинете и отправить в ОРД Яндекса:
  • реквизиты своего контрагента и договора с ним;
  • данные конечного рекламодателя и договора между ним и его контрагентом.

Принимая решение о передаче информации о рекламе третьим лицам, в частности сторонним ОРД, ознакомьтесь с условиями оферты Яндекс Директ.

Вопросы и ответы

Организационные вопросы

Какие данные надо передавать в ЕРИР?
Перечень данных установлен Распоряжением Правительства от 30.05.2022 г. № 1362-р. Это информация обо всех участниках цепочки размещения рекламы (например, ИНН рекламодателя и площадки, роль в цепочке размещения), а также данные о самой рекламе (например, вид ценообразования, стоимость, объемы и сроки размещения рекламы).
Как выглядит процесс передачи данных?
Основная модель — передача данных в ОРД, который их агрегирует, а затем передает их в ЕРИР. Схема взаимодействия между участниками рынка и ОРД будет зависеть от конкретного ОРД и рекламных систем, которые он обслуживает.
На ком лежит ответственность за передачу данных по рекламе государству?
На всех участниках цепочки размещения рекламы.
Есть ли какая-то ответственность за неисполнение закона?
На текущий момент специальные правила ответственности (сверх текущих) за нарушение новых требований ФЗ “О рекламе” отсутствуют. Тем не менее, необходимо учитывать возможность появления такой ответственности в будущем, а также иные аспекты, связанные с обязательным учетом рекламы (например, негативные налоговые последствия для рекламодателей и остальных участников цепочки в связи с некорректным учетом рекламы).
Кто будет выявлять не промаркированную рекламу? Какой порядок?
Выявлением немаркированной рекламы занимаются РКН и ФАС.
Какая реклама не подпадает под маркировку?

Email-рассылки, push-уведомления и другие форматы, прописанные в законе, не попадают под маркировку.

Размещение и продвижение объявлений о продаже товаров, работ и услуг на классифайдах (Авто.ру, Яндекс Недвижимости, Яндекс Услугах) не является рекламой, а потому к ним изменения в ФЗ "О рекламе" не применяются.

Подлежит ли маркировке аудиореклама в интернете?
Аудиореклама в интернете попадает под закон о маркировке. Процесс передачи и состав информации такие же, как и для любой другой рекламы.
Попадает ли реклама у блогеров под обязательную маркировку?
Размещение рекламы у блогеров попадает под закон. Поэтому для такого вида рекламы (баннеры, видео, продакт-плейсмент) обязательно получение токена у ОРД и хранение креативов. Отчет подает сам блогер (в своей части), а также агентство/рекламная система или напрямую рекламодатель, если он не делегировал агентству/рекламной системе передачу данных.

Токен

Что такое токен и для чего он нужен?
Токен - уникальный идентификатор рекламного объявления (это может быть баннер, видеоролик и т. д.), который содержит информацию о конечном рекламодателе. ОРД выдает токен для каждого рекламного креатива. По токену собирается вся информация о рекламе.
Сколько времени занимает получение токена?
Токен должен быть автоматически сгенерирован в ОРД. При этом детали и сроки в законе не установлены. В Яндексе, после указания всех необходимых данных и загрузки креативов в Директ, токен будет сформирован автоматически.
Можно ли будет разместить рекламу без токена?
Нет, нужно получить индивидуальный токен в ОРД до старта рекламной кампании. Яндекс автоматически присвоит токен при заведении кампании в Директе.
Какие данные нужны для получения токена на рекламное объявление?
Для регистрации креатива в ОРД необходимо предоставить как минимум основные сведения о договоре с конечным рекламодателем (о самом первом договоре в цепочке). Остальные детали будут зависеть от конкретного ОРД.
Как поменяются правила или сроки модерации рекламных материалов? Как планируется осуществлять передачу данных? Ведь это тоже может влиять и на формат предоставляемых данных, и на сроки.
В Яндексе генерация токена будет происходить автоматически, а модерация будет проходить в стандартные сроки. Мы всегда стремились к тому, чтобы этот процесс был максимально быстрым.
Если в процессе кампании мы оперативно меняем креатив, то нужно ли будет получать еще один токен?
Для каждого креатива необходимо получение нового токена. В Яндексе это будет сделано автоматически.

ОРД Яндекса

Нужно ли мне, как рекламодателю, подписать какие-то документы, чтобы передавать данные в ОРД Яндекса из Директа? Как это сделать? В какие сроки?
Ссылки на условия передачи данных в ЕРИР через Яндекс автоматически добавлены в оферту Директа и вступят в силу с 1 сентября 2022 года. С вашей стороны дополнительно ничего делать не нужно. Каждый раз при заведении информации о кампании в Директе вы соглашаетесь с условиями передачи данных в ЕРИР.
Сколько будут стоить услуги ОРД Яндекса?
Услуга маркировки бесплатна для текущих партнеров на тестовый период в 6 месяцев. Дальнейшая тарификация пока находятся в проработке.
Может ли Яндекс (как рекламная система) передать данные в ОРД?
С 1 сентября Яндекс фактически начнет выполнять функции ОРД и передавать данные в ЕРИР. Официальный статус Яндекса как ОРД будет оформлен по итогам рассмотрения заявки РКН.
Увидит ли Яндекс данные по другим рекламным системам, которые передаются в его систему ОРД? Может ли использовать эти данные?
Согласно закону любой ОРД обязан соблюдать конфиденциальность и не имеет права передавать такие данные третьим лицам или использовать для получения прибыли.
Я не хочу передавать данные в ОРД Яндекса, а хочу использовать стороннего ОРД. Где и как я могу об этом заявить?
Если вы хотите передавать данные через другой ОРД, то вы можете просто не заполнять необходимую информацию через интерфейсы ОРД Яндекса, а сделать это в другом ОРД. При этом Яндекс обязан передать информацию о договоре с вами в ЕРИР в качестве оператора рекламной системы.
Можно ли использовать для хранения креативов другого оператора, а передавать все данные через ОРД Яндекса?
Законом не ограничено количество ОРД с которыми можно взаимодействовать.
Если я выбрал в качестве ОРД VK, то как Яндекс отнесется к тому, что мы передаем данные в VK?
По закону вы имеете право выбрать любой ОРД. Скорее всего, самый удобный способ будет такой: в VK несете то, что размещаете в VK, в Яндекс — то, что размещаете в Яндексе. Если вы хотите подать данные по другой рекламной системе через ОРД Яндекс, то у нас будет предусмотрена для этого API ОРД. Следите за обновлениями и новостями.

Значок «Реклама»

Должен ли быть конечный заказчик быть отражен на рекламном объявлении?
Закон требует указывать рекламодателя в объявлении или давать ссылку на ресурс, где можно получить информацию о нем. Так, со своей стороны, Яндекс автоматически делает пометку Реклама на рекламных блоках, а также дает подробную информацию о рекламодателе в РСЯ.
Как на креативах должна указываться ссылка на рекламодателя?
На самих креативах будет только пометка «Реклама». В РСЯ также информацию о рекламодателе можно узнать из «пульта» управления рекламой, который есть на каждом баннере РСЯ. Для государства такой информацией будет служить также токен креатива, который линкуется с информацией о конечном рекламодателе, но никак визуально не отображается на самом рекламном объявлении.

Отчетность о размещении рекламы и коммерческая тайна Яндекса

Все рекламодатели во всех, за исключением установленных в подзаконных актах, случаях, обязаны предоставлять сведения о рекламе в ЕРИР через ОРД. Рекламодатель может поручить обеспечить процесс передачи данных по договору исполнителю по договору (например, агентству или рекламной системе).

Я самостоятельно размещаю рекламу в Директе. Нужно ли мне что-то делать, чтобы исполнять закон?
Постановление Правительства от 25.02.2022 г. № 948 позволяет рекламодателю делегировать рекламной системе или рекламной площадке предоставление информации о рекламе в ЕРИР на основании договора. Яндекс будет помогать своим клиентам исполнять требования закона. Ссылки на условия передачи данных в ЕРИР через Яндекс уже автоматически добавлены в оферту и вступят в силу до 1 сентября. С вашей стороны дополнительно ничего делать не нужно. Каждый раз при создании кампании вы соглашаетесь с условиями передачи данных в ЕРИР.
Куда нужно будет вносить данные в Яндексе?
В личном кабинете Директа нужно будет указывать данные о рекламодателе, а в Партнерском кабинете заполнять отчетную информацию.
Что нужно сделать рекламному агентству для исполнения закона?

На уровне рекламного аккаунта в Директе необходимо указать данные о рекламодателе (конечном заказчике). Показы смогут начаться только после указания всех необходимых данных и разметке креативов токенами. Токены будут проставляться автоматически. Токены не будут визуально отображаться на креативах.

По итогам месяца вам нужно будет отправить отчет с данными о заказчике рекламы в разрезе клиентского логина/кампании за отчетный период (месяц). Срок — до последнего числа месяца, следующего за отчетным. Отправить отчет можно через интерфейс Партнерского кабинета в разделе «Отчет для Маркировки». В случае не заполнения данных о конечном рекламодателе, в ЕРИР будут переданы данные контрагента рекламной системы (то есть агентства), и агентство приравняется к конечному рекламодателю (со всеми вытекающими последствиями, в том числе налоговыми, для рекламодателя).

Почему возможность передачи данных в Директе ограничена только Яндекс ОРД?

При передаче данных в ЕРИР через ОРД Яндекса гарантируется защита данных и обеспечение коммерческой тайны всех участников цепочки размещения рекламы. В случае использования внешних ОРД, Яндекс не может подтвердить такие гарантии. Это повышает риски утечек информации, содержащей коммерческую тайну.

Я только планирую подавать данные. Чем мне грозит загрузка финансовых данных в другое ОРД?

В оферту Директа и других рекламных сервисов добавлен пункт, регламентирующий подачу информации. Яндекс рассчитывает на добросовестность своих партнеров. Единый кабинет ЕРИР позволяет отслеживать добросовестность исполнения договора агентством.

Разве акты между Яндексом и агентством не подаются автоматически? Достаточно ли для детализации актов тех данных о клиентах, которые я вносил в рекламные кабинеты?

Яндекс подает данные со своей стороны, но для того, чтобы произвести детализацию актов по клиентам недостаточно размещения информации в Директе. Необходимо обязательно отправить отчет с указанной информацией о конечных клиентах через Партнерский кабинет. Иначе данные будут переданы так, как будто агентство является конечным рекламодателем.

Как я могу получить подтверждение, что мой отчет отправлен из Партнерского кабинета в ЕРИР?

Яндекс покажет технический лог об отправке в Партнерском кабинете.

В течение какого времени информация по рекламной кампании должны быть передана в ЕРИР?
Креативы, а также атрибуты исходного договора, должны быть переданы в ОРД до первого показа, а акты и статистические показатели — до последнего дня месяца, следующего за отчетным. ОРД передает в ЕРИР информацию до последнего дня месяца, следующего за отчетным, в котором была получена информация, поэтому мы рекомендуем предоставлять информацию в ОРД заранее.
Когда первый раз нужно будет передать информацию? В октябре 2022 за сентябрь 2022 или в сентябре 2022 за август 2022?
С 1 сентября все креативы, а также атрибуты исходного договора должны быть переданы в ОРД. Далее акты и статистические показатели (например, количество показов) за сентябрь должны быть переданы в ОРД до 30-го октября.
Что будет с рекламными кампаниями, в которые не внесут нужную информацию до 1 сентября?
С 1 сентября на новых логинах нельзя будет запустить кампании без нужной информации. Уже активные кампании продолжат работу после 1 сентября, а креативы автоматически получат токен. Но в случае не заполнения данных о конечном рекламодателе в интерфейсе Директа и после окончания месяца в отчете в Партнерском кабинете, в ЕРИР будут переданы данные контрагента рекламной системы (то есть агентства), и агентство приравняется к конечному рекламодателю (со всеми вытекающими последствиями, в том числе налоговыми для рекламодателя).

Остались вопросы?

Внимание. Специалисты отдела клиентского сервиса могут вас проконсультировать только по рекламным кампаниям того логина, с которого вы обращаетесь. Логин можно увидеть в правом верхнем углу экрана. Специалист получит доступ к вашим данным только при обработке обращения.

 Написать в чат

Клиентам и представителям агентств можно связаться с нами круглосуточно по телефонам:

Россия: 8 800 234-24-80 (звонок из России бесплатный)

Москва: +7 495 739-37-77

Беларусь: 8 820 00-73-00-52 (звонок из Беларуси бесплатный), +375 17 336-31-36

Казахстан: +7 727 313-28-05, доб. 2480

Для доступа к кампаниям специалисту потребуется PIN-код.