Каршеринг — уже массовый, но всё ещё новый вид городского транспорта. Мы попробовали описать его место в жизни города на основе данных
Яндекс.Драйва. На момент исследования это крупнейший каршеринг Москвы, в его парке более 11 тысяч машин.
Основные факты Каршеринг в городе | Люди в каршеринге |
| |
| |
| |
Каршеринг в городе
Поездки
С февраля 2018 года, когда в Москве появился Драйв, пользователи успели сделать больше 72 миллионов поездок. В последние полгода среднее число поездок в день составляло 80 тысяч по будням и 87 тысяч по выходным. По картине движения каршеринг похож на личный транспорт: утром в будни машины скапливаются внутри ТТК и Садового кольца, а вечером разъезжаются по спальным районам.
Если личным автомобилем чаще пользуются в рабочие дни, то каршерингом — в субботу и воскресенье. В эти дни поездок на каршеринге в среднем на 10 % больше, чем в будни.
Активность в течение суток
Об активности обычных водителей судили по данным Яндекс.Навигатора.
По данным Яндекс.Драйва и Яндекс.Навигатора, сентябрь 2020 — февраль 2021
Активность в течение суток
Об активности обычных водителей судили по данным Яндекс.Навигатора.
По данным Яндекс.Драйва и Яндекс.Навигатора, сентябрь 2020 — февраль 2021
Медианная длина пути, который машина проделывает за одну поездку, составляет 6 км в будни и 8 км в выходные. В каждом пятом случае протяженность маршрута превышает 20 км: в основном большие расстояния проезжают по Москве и Подмосковью, но бывают и дальние поездки — например, из Москвы в Сочи.
Парковки
Машины каршеринга чаще всего паркуют на довольно короткое время. С 8:00 до 21:00 60 % парковок внутри МКАД длятся не больше часа. Парковок длиннее двух часов примерно четверть.
Парковки разной длительности
По данным Яндекс.Драйва, сентябрь 2020 — февраль 2021
Парковки разной длительности
По данным Яндекс.Драйва, сентябрь 2020 — февраль 2021
Один день каршерингового автомобиля
В среднем машина Драйва совершает 8 поездок в будний день и 9 в выходной. Но иногда у машины может получиться и гораздо более насыщенный день, с 20 поездками или даже больше.
Вот, например, карта перемещений Volkswagen Polo, на котором в один из дней изученного периода совершили по одной поездке 22 разных человека. В сумме машина находилась в движении 6 часов 17 минут, а общее время аренды составило 9 часов 5 минут.
Это, конечно, исключительный случай. В целом среднее время движения автомобиля составляет около четырёх часов в сутки. Общее время использования (с учётом времени в режимах бронирования и ожидания) — примерно шесть с половиной часов.
Драйв предоставляет в аренду автомобили разных типов: легковые машины эконом-, комфорт- и бизнес-класса, минивэны для перевозки людей и грузовые фургоны. Типичный «рабочий день» машины каждого типа выглядит по-своему (схожи только эконом и комфорт). Например, машина эконом-класса находится в движении в среднем три часа сорок семь минут, а автомобиль бизнес-класса — восемь часов.
Машины разных типов: средняя активность за сутки
По данным Яндекс.Драйва, сентябрь 2020 — февраль 2021
Машины разных типов: средняя активность за сутки
По данным Яндекс.Драйва, сентябрь 2020 — февраль 2021
Отличается и время, в которое арендуют машины разных типов. Автомобили эконома и комфорта чаще берут утром и вечером, а микроавтобусы и фургоны — в середине дня, между часами пик.
График: поездки на автомобилях разных типов в течение суток
В современном мире мобильность людей в городе рассматривается во многом как возможность передвигаться на разных видах транспорта. Если у человека есть только два варианта: личный автомобиль или общественный транспорт, — это не очень хорошо для города. Жителям должна быть доступна и другая развитая инфраструктура, в том числе шеринг самокатов, велосипедов и автомобилей — то, что называется новой мобильностью.
Каршеринг не решает проблему пробок, но освобождает городские парковки — это хорошо подмечено в исследовании: налицо высокая частота используемости и оборачиваемости машин. Тут каршеринг ближе к такси: автомобиль много находится в движении и не занимает городские парковки. Это действительно довольно хорошо.
В современном мире мобильность людей в городе рассматривается во многом как возможность передвигаться на разных видах транспорта. Если у человека есть только два варианта: личный автомобиль или общественный транспорт, — это не очень хорошо для города. Жителям должна быть доступна и другая развитая инфраструктура, в том числе шеринг самокатов, велосипедов и автомобилей — то, что называется новой мобильностью.
Каршеринг не решает проблему пробок, но освобождает городские парковки — это хорошо подмечено в исследовании: налицо высокая частота используемости и оборачиваемости машин. Тут каршеринг ближе к такси: автомобиль много находится в движении и не занимает городские парковки. Это действительно довольно хорошо.
Комментарии других экспертов Люди в каршеринге
Возраст пользователей
Чем более массовым явлением становится каршеринг, тем больше возрастная структура его пользователей похожа на структуру автовладельцев (о ней судили по данным Навигатора, возраст определяли с помощью технологии
Крипта): устраняется перекос в сторону молодых людей, которые первыми стали осваивать новый вид транспорта. Доля пользователей 35 лет и старше за последние три года выросла в два раза — с 19 % до 38 %. Для сравнения, среди пользователей Навигатора доля водителей из этой возрастной группы составляет 63 %.
Как меняется возрастная структура пользователей каршеринга
По данным о пользователях, совершивших как минимум одну поездку на машине Драйва в данный месяц. О возрасте обычных водителей судили по данным Яндекс.Навигатора.
По данным Яндекс.Драйва и Яндекс.Навигатора, февраль 2018 – февраль 2021
Как меняется возрастная структура пользователей каршеринга
По данным о пользователях, совершивших как минимум одну поездку на машине Драйва в данный месяц. О возрасте обычных водителей судили по данным Яндекс.Навигатора.
По данным Яндекс.Драйва и Яндекс.Навигатора, февраль 2018 – февраль 2021
Средний водительский стаж пользователей тоже вырос — с 9 лет на момент запуска сервиса до 12 лет в феврале 2021 года. Доля водителей с небольшим стажем (от 2 до 4 лет) сократилась почти в два раза — до 12 %. А доля опытных водителей (со стажем от 15 лет), наоборот, удвоилась и составляет сейчас 30 %.
Пользователи 35–44 лет, по-видимому, используют каршеринг в первую очередь для перемещений между домом и работой: наибольшая активность в этой группе приходится на утренний и вечерний часы пик. Чем моложе пользователи, тем меньше среди них тех, кто едет куда-то утром в час пик, и больше тех, кто берёт машину вечером.
График: активность пользователей разного возраста в течение суток Вождение
Медианная скорость машин Драйва такая же, как у обычных автомобилей, по количеству превышений разницы тоже нет. Исходя из этого можно предположить, что за рулём каршеринговой и обычной машины люди ведут себя более-менее одинаково.
Медиана скорости почти не зависит от возраста пользователя. Зато есть различия в резкости вождения: чем старше водитель, тем плавнее движение. Так, пользователи 50 лет резко тормозят в полтора раза реже, чем те, кому 21 (минимальный возраст допуска за руль в Драйве).
Частота резких торможений у пользователей разного возраста
Показана частота резких торможений у пользователей данного возраста по сравнению с максимальной среди всех групп. Резким торможением считалось снижение скорости более чем на 10 км/ч за секунду.
По данным Яндекс.Драйва, сентябрь 2020 — февраль 2021
Частота резких торможений у пользователей разного возраста
Показана частота резких торможений у пользователей данного возраста по сравнению с максимальной среди всех групп. Резким торможением считалось снижение скорости более чем на 10 км/ч за секунду.
По данным Яндекс.Драйва, сентябрь 2020 — февраль 2021
Водители постарше также реже превышают скорость, чем молодые. Но в целом количество нарушений не обязательно напрямую связано с возрастом. Например, на красный свет чаще всех проезжают водители средних лет, молодые на светофорах гораздо аккуратнее. А несоблюдение разметки и знаков, похоже, вообще никак не зависит от возраста.
Нарушения и возраст
Группы сравниваются по среднему числу нарушений данного типа. За 100 % принято число нарушений в самой отличившейся группе.
По данным Яндекс.Драйва, сентябрь 2020 — февраль 2021
Нарушения и возраст
Группы сравниваются по среднему числу нарушений данного типа. За 100 % принято число нарушений в самой отличившейся группе.
По данным Яндекс.Драйва, сентябрь 2020 — февраль 2021
По данным Яндекс.Драйва, сентябрь 2020 — февраль 2021
По данным Яндекс.Драйва, сентябрь 2020 — февраль 2021
Каршеринг в Москве постепенно преодолевает «детскую болезнь» быстрого роста. Если на старте отдельная категория пользователей воспринимала машины разных сервисов как доступные повсеместно гоночные снаряды, то сейчас модель поведения водителей в каршеринге и обычном автомобиле мало отличаются друг от друга. Результаты данного исследования наглядно подтверждают эту тенденцию. Миф о небезопасности каршеринга постепенно уходит в прошлое.
Анастасия Адилова
Операционный директор Яндекс.Драйва
Мы заботимся о том, чтобы каршеринг был
безопасным. В каждой нашей машине стоят сотни датчиков и сенсоров. Если пользователь ведёт машину слишком быстро или агрессивно, они сообщают об этом и нам, и водителю. Система сигнализирует даже о небольшом превышении скорости, за которое не полагается штраф. В итоге это помогает избежать более серьёзных нарушений. Мы проводили замеры в ходе тестирования предупреждений: водители, получавшие их, на 7 % реже остальных получали штрафы за превышение, а каждый пятый вообще больше не превышал скорость за полтора месяца наблюдений.
Антон Шапарин
Вице-президент Национального автомобильного союза
Каршеринг в Москве постепенно преодолевает «детскую болезнь» быстрого роста. Если на старте отдельная категория пользователей воспринимала машины разных сервисов как доступные повсеместно гоночные снаряды, то сейчас модель поведения водителей в каршеринге и обычном автомобиле мало отличаются друг от друга. Результаты данного исследования наглядно подтверждают эту тенденцию. Миф о небезопасности каршеринга постепенно уходит в прошлое.
Анастасия Адилова
Операционный директор Яндекс.Драйва
Мы заботимся о том, чтобы каршеринг был
безопасным. В каждой нашей машине стоят сотни датчиков и сенсоров. Если пользователь ведёт машину слишком быстро или агрессивно, они сообщают об этом и нам, и водителю. Система сигнализирует даже о небольшом превышении скорости, за которое не полагается штраф. В итоге это помогает избежать более серьёзных нарушений. Мы проводили замеры в ходе тестирования предупреждений: водители, получавшие их, на 7 % реже остальных получали штрафы за превышение, а каждый пятый вообще больше не превышал скорость за полтора месяца наблюдений.
Сценарии использования каршеринга
Самый распространённый сценарий использования каршеринга — добраться до какого-нибудь транспортного узла. Так, почти половина пользователей Драйва хотя бы раз брали машину для поездок в аэропорт или на вокзал (или оттуда домой). Четверть — чтобы добраться до ближайшего метро или от метро до пункта назначения.
Почти 40 % пользователей хотя бы раз арендовали машину для поездок куда-то, откуда не вернёшься за рулём, например в бары, рестораны или просто в гости. Примерно четверть — чтобы проделать весь путь от дома до работы или учёбы. Такому же количеству людей случалось перевозить вещи на каршеринге.
Для тех, кто ездит не очень много, каршеринг может быть выгодной альтернативой личному автомобилю. В прошлом году мы
подсчитали, что, например, личный Hyundai Solaris обходится дороже поездок на нём же по базовому тарифу Драйва, если за год наезжать не больше 10 тысяч километров.