Взаимоотношения между репетитором и учеником - это такой же договор, который заключается, как допустим между клиентом и банком. Если взять за пример банк, который решит вам снизить или повысить проценты по кредиту, то он не сможет это сделать, если эта возможность не прописана в вашем договоре с банком.
Если вернуться к вашей работе, то разница между банком и вами в том, что на практике чаще всего при оказании образовательных услуг в частном порядке договор заключается устно и не всегда тема повышения цены оговаривается, поэтому сложно понять, как в дальнейшем поступать при повышении цены.
Все начинается с первого контакта и определения условий вашей работы с учеником. Вы можете проговорить, что ближайшие полгода вы работаете на таких условиях, а потом пересматриваете их с повышением цены. В тоже время можно составить для себя письменный контракт, в котором указать основные условия вашей работы, в том числе возможное повышение стоимости ваших занятий.
Если говорить, как поступить с уже имеющимися учениками, то все зависит от вашей позиции, от вашего понимания своей ценности как специалиста и рынка оказываемых услуг. Например, вы живете в городе, где средняя цена за 1 час работы репетитором составляет 1000 рублей, а у вас стоит цена 500 рублей, и вы понимаете, что оказываете услуги ниже рынка. Следовательно, можно проговорить клиенту про повышение цены. Озвучивать причины или нет - я бы посмотрела, насколько у вас выстроился контакт с учеником и его родителями, насколько это уместно с вашей позиции, как специалиста, чтобы это не звучало, как оправдание ваших действий. В общении с клиентами, в вашем случае учениками, мы ведем беседу с позиции взрослый-взрослый.
Тема оплаты за свою работу - это скорее тема готовности взять на себя ответственность за решения, влекущие как позитивные, так и негативные реакции со стороны клиента, которые мы иногда стараемся избежать. Поэтому в первую очередь готовим себя морально к возможным рискам, которые могут повлечь за собой повышение цены, например, уход клиента от вас ученика, а дальше принимаем решение - повышать цену или нет.