Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в вузах постсоветских стран заставляют изучать не только нужные, но и ненужные для специальности предметы – религию, эстетику, латынь?

ОбществоОбразование+2
Мария Иванова
  · 7,4 K

Не знаю, где учат в обязательном порядке эстетику и тем более латынь, но большая часть обязательных общеобразовательных предметов в российских вузах (философия, история России, экономика, политология, социология, религиоведение) имеет явные корни в советских идеологических предметах (история КПСС, политическая экономия, научный атеизм и т.п.) В советский период эти курсы играли ключевую роль индоктринации будущей интеллигенции в марксистском духе. Когда миссия идеологического просвещения утратила свою актуальность, с преподавателями соответствующих дисциплин надо было что-то делать; кроме того, теоретически необходимо было готовить будущих специалистов к жизни в демократическом обществе с рыночной экономикой, представления о котором в начале 90-х у большинства бывших советских людей находились в зачаточном состоянии. Вот профессорам и доцентам и нашли новую работу (скажем прямо, не всегда задаваясь вопросом о том, насколько они к ней готовы). Например, в МГУ после распада Советского Союза идеологические кафедры объединили в новый факультет государственного управления, сотрудники которого продолжают читать лекции по таким предметам, как история или экономика, на естественнонаучных факультетах.

С другой стороны, я не вижу большой проблемы в том, что эти курсы есть в программе, особенно когда они хорошо читаются. Высшее образование всё-таки является важнейшим социальным лифтом, и хорошо бы давать тем, кто на этом лифте поедет, адекватное представление об обществе. В этом нет ничего уникально российского: скажем, в англосаксонских странах популярна система "майноров", когда студент дополнительно к основной специальности ("мэйджору") проходит дополнительные курсы по другой. Нередко студенты, обучающиеся, например, на инженерных специальностях, берут майнор по бизнесу, финансам, социальным наукам. Это даёт им возможность лучше ориентироваться в корпоративном мире, понимать коллег и заказчиков с другим бэкграундом.

Конечно, очень удобно ВЫБИРАТЬ дополнительные предметы. Но когда их тебе навязывает гос-во, грустно как-то. И да... Читать дальше
Эксперт в сфере образования за рубежом. Личный опыт обучения и проживания в Англии...  · 27 дек 2022  · youtube.com/smapse
Вопрос о нужности/ненужности тех или иных предметов в школах, ссузах, вузах регулярно до зевоты поднимается и обсуждается на бытовом уровне. Причина возникновения такой ситуации, как ни парадоксально, кроется внутри самой системы образования. Ежегодно проводимые реформы школьного/среднего профессионального/высшего образования, а также принимаемые/корректируемые каждый... Читать далее
Эксперт ведущего агентства зарубежного образования.Перейти на smapse.ru
Лингвист, преподаватель ин. яз., специалист ИТ, изобретатель.  · 10 мар 2020
Ну во-первых, никто никого не заставляет учиться в ВУЗах вообще. Во-вторых, как Вы определяете нужность / ненужность предмета, по каким критериям? Откуда Вы можете знать что и когда Вам пригодится? Например, латынь для филологов, лингвистов, медиков, юристов и многих других специалистов очень даже полезна, а религиоведение полезно всем без исключения, чтобы не... Читать далее

Потому что гособразование и госстандарты. Вузы ориентируются на хотения бюрократии, а от вас и ваших профессиональных стремлений у них зависимости нет. Тут хороший разговор про это, и про то, что может быть иначе.

Отсюда все безумство с огромной нагрузкой (кажается топовых вузов), отчислениями за физкультуру, нерелевантными предметами.

Для студента различия нет, не было бы принудительной физкультуры – не было бы ни причины, ни повода.

Профессиональный дилетант  · 3 мая 2018

Потому что любое (среднее и высшее) образование в России, как и в других странах, соответсвует определённым стандартам. Высшее образование показывает что человек всесторонне развит и образован, с упором в конкретную область. Если же вам важна конкретная (рабочая) специальность, то всегда можно пойти в колледж или техникум.

Первый
Моё впечатление - просто чтобы загрузить студентов. И наработать часы. Какая основная задача физкультуры? Здоровье! И зачем мне физра в ВУЗе, если я и сам занимаюсь? Не успел начать учиться, как уже долги. Это стресс и никак здоровья не прибавляет. Ещё уроки истории - для программистов. Алё! Английский - тоже в топку. Пусть лучше будет меньше предметов, меньше стрессов... Читать далее
Потому что высшее образование не подразумевает под собой изучение информации, строго относящейся к твоей профессии. Нельзя из высшего образования выкинуть общеобразовательные предметы, чтобы человек варился в своем профессиональном вакууме абсолютно не зная ничего дальше. Кругозор - важная вещь. Многие предметы, которые вам кажутся бесполезными, на деле вполне... Читать далее
> Религиоведение (не богословие, прошу заметить) даст определенное понятие о религиях в адекватном ключе , а не... Читать дальше
Насколько я узнал, то преподают не религию, а религиоведение, не путайтесь. Что касается вопроса зачем. Как нам объяснял один препод, эти предметы только кажутся бесполезными. Они бесполезны непосредственно на рабочем месте, но могут помочь в сферах, которые с профессией непосредственно связаны. Вот например, я учусь на клинической специального психолога. А учили мы в... Читать далее