Эксперт в первом ответе достаточно полно расписал огромное количество разнообразных подходов (я даже о парочке новых услышал, спасибо), но можно дополнить еще парой моделей потребительского поведения:
- ATR (awareness->trial->repeat purchase), которая чаще используется для дешевых FMCG-продуктов, когда потребитель пропускает этап сбора информации в силу низких экономических рисков ("ну не подойдет этот хлеб - куплю другой")
- модель поведения потребителя по Ф.Котлеру (осознание проблемы -> поиск информации -> оценка вариантов -> решение о покупке -> реакция на покупку), классическая маркетинговая модель от признанного эксперта, которую используют уже долгие годы для средне- и высоко-ценовых товаров
- "лестница узнавания" Бена Ханта, которая отличается от других тем, что вводит понятие нулевого уровня, когда маркетолог сам может найти проблему, о которой еще даже и не думал потребитель и решить ее. В чем-то именно на этой концепции и построен occasion-подход в современном категорийном менеджменте, когда, к примеру, люди еще сами осознанно не выделяют перекус за компьютером за отдельную потребность, а компании уже предлагают им лучший ассортимент товаров для этого времени. Однако чаще всего данную модель используют при покупке качественно новых инновационных продуктов.