Здравствуйте! Здесь скорее всего вопрос умения отстаивать личные границы и умения изначально донести до клиента условия сотрудничества.
Если ваша первая консультация бесплатная по маркетинговой задумке, то в начале следует об этом объявить клиенту: первая консультация бесплатная, на ней мы разберём основные аспекты вашего вопроса, если вас устроит наш подход к работе- стоимость дальнейшего сотрудничества такая то- такая то за консультацию (или за сотрудничество в целом, смотрите по вашей специфике) Это обязательно проговорить, и обязательно в начале. То что кажется вам очевидным может очень удивлять клиентов с другим жизненным подходом.
Если так получается, что бесплатной консультации как таковой нет, а анализ вопроса как то сам собой плавно перетекает в консультацию- тормозите в любом месте диалога и говорите, что ситуация мне ясна и мы готовы с ней поработать, стоимость консультации такая то, такая то, если вас устраивает- можем подобрать удобные для вас дату и время.
По поводу личных границ- не боитесь отказывать людям, которые не ценят ваш труд. Не доказывайте им, почему вы консультируете за деньги, не тратьте свою энергию. Одно дело, когда человек говорит «для меня дорого»- и вы можете ему объяснить, почему цена на услуги именно такая, и совсем другое, когда он вообще не планирует вам платить ничего.