Взрослый человек не представляет, что для малыша может являться травмой - а это почти все, что происходит вокруг - сказали строгим голосом - опять описался- травма, оставили на 3 минуты одного - и вот еще. Украли игрушку - еще одна травма. Обесценили в школе - третья травма. То что для одного ребенка будет травмой, другой может даже не заметить. Таких травм или кризисных ситуаций за детство накапливается множество. В своем большинстве ярко выраженных последствий они не несут. Но ни кто не знает каким бы был человек без них :) Одним из значимых последствий травмы может быть импринтинг поведения окружающих людей. и это оказывается достаточно глубокой закладкой в психике. Серьезные потрясения в детском возрасте могут приводить даже к психиатрическим заболеваниям в последствии, так как часто ими вовремя не занимаются. И часто можно найти детскую травму с которой отклонения начались, потом следующую на которой усугубились… человека можно сравнить с пружиной - большинство воздействий он амортизирует,но особо сильные могут пружину деформировать. В одну или другую сторону, и если при незначительных деформациях это не очень заметно, можно обойтись подпорками, то при сильной деформации пружина вываливается со своего места при малейшем воздействии. Задача терапии привести пружину в работоспособное состояние. Деформации при этом, если приложить усилия, и вытащить из на поверхность могут выглядеть как глубинные убеждения об окружающем мире о его дружественности, враждебности, о самоценности, о доверии… могут формироваться фобии. В процессе развития социальные механизмы будут стремиться выровнять пружину как правило деформируя ее в других местах… и по итогам пружина вроде ровная, а если присмотреться, то вся в неровностях и подпорках…
Последствия травм для человека можно условно поделить на 2 категории
- общее снижение уровня жизни.
- конкретные поведенческие проблемы.
есть 2 идеологии работы психолога с такими ситуациями - ориентация на результат и ориентация на проблему.
Первая ориентирована на конкретные цели и результаты -человек осознает конкретную текущую проблему, ставит цель и в процессе ее достижения возможен выход на детские травмы и их проработка, а может ситуация решится и без этого в большинстве случаев это оптимальная стратегия . - это экспресс терапия. (НЛП,ТА, КПТ)
Вторая - на проблему
-соматика цветет буйным цветом - соответственно задача проста, проблему искать не нужно - она перед нами и мы работаем в настоящем времени у нас есть масса приемов из телесно ориентированной терапии, есть алфавит из НЛП , ЕМДР, и.т.п. для того чтобы "разрядить ситуацию"и завершить её, потом можно перейти к первой стратегии.
Бывает что нас "размытая проблема", и цель по SMART поставить затруднительно. особо яркой соматики тоже нет.- используем вторую с поправкой на то, что при процессинге можно долго и муторно поднимать материал из прошлого, до тех пор пока изменение общего состояния станет заметным, и потом поднимать дальше… - тут хорошо подойдут психоанализ, гештальт, гуманистическая и экзистенциальная психологии, в рамках которых удобно работать с содержанием жизненного опыта, расстановкой приоритетов. Телесно ориентированная терапия тоже может форсировать работу в такой ситуации, через поиск зажимов и блокировок в теле. По мере прояснения ситуации переключаемся на первую стратегию.
Стратегически первая стратегия наиболее выигрышная, так как мы движемся к цели.
Вторая же стратегия может быть выгодна тактически так как будет планомерно нейтрализовывать травматический опыт и высвобождать ресурсы для текущих задач.
Правильная самостоятельная работа может быть направлена на признание и отреагирование текущих эмоций. При регулярной практике выражения эмоций напряжения связанные с ними будут расслабляться . Будет расти осознанность эмоциональной сферы и эмоциональная гибкость.
Правильная же работа с психологом это работа на результат, на достижение целей. Как правило если человек ставит цель , то у него уже есть внутренние ресурсы для ее достижения и они могут быть использованы и для устранения препятствий в виде травм.
На длительную стратегическую работу нужен осознанный запрос клиента. Иначе клиент останется не доволен, сбежав с середины процесса . Длительность работы и стиль терапии должны быть понятны клиенту и обозначены при заключении договора так как иначе ожидания клиента могут быть обмануты.
В общем то как итог работа с детскими травмами может,как поставить клиента как на ноги, так и на уши :) и здесь очень много зависти от как от клиента, так и от терапевта. И если в случае с работы на конкретную цель достаточно простого сотрудничества, и это спринт, то в случае "раскопок" с целью подняться над средним уровнем (привести пружину в идеальное состояние) ситуация превращается в марафон со своими тонкостями , отношения психолог - клиент меняются на тренер- спортсмен., И соответственно меняется распределение ответственности и требования как к психологу, так и к клиенту.