Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему маньяки и изощренные убийства в кино всегда под классическую музыку?

Кино
Elena Chelysheva
  · 47,5 K
Музыкальный критик  · 3 дек 2015

Главным образом, это связано, через серию опосредований, с травматическим опытом западного человечества, которое после двух мировых войн с неприятным изумлением обнаружило, что искусство, маркированное как высокое (а академическая музыка в этом списке будет на первом месте), не способно удержать людей от совершения самых отвратительных зверств: это поставило вопрос о легитимности оптимистичного утверждения, которое делали теоретики искусства всех предшествующих веков, о том, что назначение этого самого искусства – смягчать нравы и воспитывать в человеке гуманизм, и чем оно рафинированнее – тем вернее оно это делает; обо всем этом много писала, например, Ханна Арендт. Таким образом, возник парадокс, связанный с диссонансом обычных коннотаций «высокого искусства», восходящих еще к Платону с Аристотелем, – благо, добро, красота – и темных побуждений души, которым, как выяснилось, эти коннотации ничуть не мешают. Помимо этого, данная рамка восходит к имморализму теорий эстетизма конца девятнадцатого века (примером тут может служить Оскар Уайльд), а маньяки и убийцы в кино очень часто эстеты (вспомним Ганнибала Лектора); таким образом кино, как искусство в целом популистское, берет довольно сложную схему отношений искусства и социальной реальности и доводит ее до клишированного парадокса с помощью сопоставления «высокого» (что проще всего промаркировать академической музыкой) и низкого. Иногда, впрочем, тут есть и классовый аспект: например, в советских фильмах белые офицеры (как правило, садисты и убийцы) часто слушают классическую музыку, что в данном случае является признаком принадлежности их к тому, что Веблен называл leisure class, то есть к классу людей, обладающих ресурсом свободного времени, который позволяет им наслаждаться «неприкладными» вещами вроде академической музыки (с той нехорошей – и часто неотрефлексированной создателями фильмов - импликацией, что именно эти их качества и сделали их садистами и убийцами). В любом случае, во всех этих ситуациях академическая музыка маркирует имморализм искусства и его привилегированный статус, что довольно печально: она здесь оказывается в роли заложника популистских интерпретаций сложных социальных теорий, чего совершенно не заслужила

Господь вседержитель, до чего прекрасный ответ.

Инженер, зануда  · 3 дек 2015
Насколько я знаю, впервые подобная сцена была показана в фильме Жюля Дассена "Brute Force", где начальник тюрьмы, в котором легко угадывается аллюзия на Гитлера, пытает заключенного под играющего из граммофона вагнеровского "Тангейзера". Прием понравился и пошел в массы. Можно сказать, что все последующие маньяки-эстеты - это опосредованная отсылка к Гитлеру, который... Читать далее
Работник ТВ, историк  · 5 дек 2015
Есть ещё один момент: классическая музыка элитарна, отчуждена от большинства населения во всех странах, поэтому можно заметить, что в американском кино злодей, во-первых, прекрасно одет, во-вторых, слушает нечто академическое; во-вторых, протагонист одет хуже, банально и частенько предпочитает музыку в духе Брюса Спрингстина. Потому что он из народа :) Сравните с тем же... Читать далее
Инженер-систематехник (МИФИ). Философ, преподаватель философии (МГУ). Журналист...  · 5 дек 2015
Ровно по той же причине, по которой киношный вампир Дракула - не какой-нибудь бомж-кровосос, а граф и "эстет с манерами". Почему? Потому что люди интуитивно боятся БЫВШИХ - то есть некогда доминировавших, а потом потерявших власть (но не полностью, не до конца). Например, остатков европейской аристократии. Или носителей и почитателей «прежней культуры», вытесненной... Читать далее

(в ответ на ПС)

Есть такая сцена. 

Это сцена пытки полицейского в "Бешеных псах".

Звукорежиссер  · 5 дек 2015

В институте нам даже научили такие звуко-зрительные правильно называть. По науке это называется контрапункт и в случае классической музыки так делают для того, чтобы усилить впечатление от картинки. Сочетание ужасного и прекрасного, так сказать.

Такой бред несёте. Единственное, что не смахивает на ересь - последнее предложение

Диванный энтузиаст  · 20 мар 2017
Семантика вопроса нарушена. Если коротко его озвучить, то так "Почему маньяка под классическую музыку". Хочется спросить "Под классическую музыку ЧТО?". Все ранее прозвучавшие ответы относились к вопросу "Почему фоном звучит классическая музыка?". А ведь это отнюдь не всегда так. Если мы видим более низкобюджетный фильм или конкретно кровищу во все стороны все 92 минуты... Читать далее
Ученый, Копенгаген  · 3 дек 2015

Не только в кино. Брейвик убивал подростков в наушниках, где крутилась музыка из "Властелина колец". Приговаривая "Sleep tight". Маньяк творит смерть сознательно и всерьез. Прикасается к вечности, такскть.

Переводчик английского, корректор в издательстве  · 22 нояб 2016

чтобы подчеркнуть интеллектуальность преступника, мол, это не просто моральный урод и быдлан, а человек с претензиями, относящийся к расчленению и маньячеству как к искусству. под металл, например, подобные сцены воспринимаются как мясорубка, а под классику, как ужасное извращение, вызывающее болезненные ощущения в мозгу у зрителя.

Отличник, спортсмен, просто красавец  · 3 дек 2015

Не всегда.

А вообще, популярность классической музыки в качестве саундтрека в большой степени обусловлена тем, что ее не надо придумывать и за ее использование не надо никому платить.

Платить не нужно авторам, а оркестру, т.е. исполнителям заплатить придется

Предприниматель  · 3 дек 2015
Возможно, обыгрывается идея о том, что маньяки и убийцы это что-то совсем далекое. Можно легко допустить, что аудитрии классических концертов и фильмов ужасов не пересекаются. Если бы маньяк убийца совершал бы все это под популярные рок или, еще хуже, поп песни то не избежно могла возникнуть мысль, а ведь у моего соседа эта же песня на телефоне или мой брат любит эту... Читать далее