Содержание книги о Буратино в основном повторяет начало книги о Пиноккио. Кроме того, что в книге о Пиноккио нет серьезной мотивации у прототипа Карабаса, почему он сначала хотел сжечь Пиноккио, а затем дал ему 5 золотых, а сам он второстепенный персонаж. Также Толстой смягчил ряд жестких ситуаций у Коллоди - Буратино прогнал сверчка, а не убил, как Пиноккио, укусил кота за лапу, а не откусил ее, и т. д. У Коллоди фея, прототип Мальвины, девочка с голубыми волосами, влюблена в Пиноккио и ухаживает за ним, когда он болен. Затем он находит ее могилу, где написано, что она умерла из-за того, что Пиноккио ее бросил. Пиноккио устраивается на работу, затем ее теряет. Позже фея с голубыми волосами появляется в образе взрослой одинокой, но достаточно независимой женщины, которая усыновляет Пиноккио, устраивает его в школу, защищает от ложного обвинения в убийстве и т. д. Происходит срыв, когда Пиноккио бросает школу и от безделья превращается в осла, а затем возвращается к облику деревянного мальчика. В конце книги Пиноккио работает и учится и заботится о пожилом отце. В награду за то, что он исправился, фея превращает его в настоящего мальчика, а отца делает молодым. Отмечались традиции в Италии, связанные с относительно высоким статусом матерей при его ограниченности семейной сферой, включая подчинение сыновей матерям в ряде вопросов, связанных с иерархией по возрасту. Фея у Коллоди следует таким традиционным феминным ролям, как забота о мужчине и воспитание детей, но в то же время проявляет значительную самостоятельность.
В книге Толстого Буратино остается непослушным мальчиком. Качества Буратино, которые гендерные стереотипы приписывают мальчикам, и которым симпатизирует автор, противопоставлены качествам Мальвины, которые считаются типичными для девочек, и которые автор считает несимпатичными. Мотивация ее действий - это не любовь к Пиноккио, как у Коллоди, а навязчивый контроль над Буратино и чрезмерное с точки зрения автора следование общественным нормам. Не она безответно влюблена в Пиноккио, а в нее безответно влюблен Пьеро. В данном случае происходит типичное для общества гендерного неравенства осуждение девочек и женщин за те же качества, которые поощряются социализацией, включая более жесткое следование моральным нормам и ограничение общения с мальчиками и мужчинами.
Основная разница между Коллоди и Толстым в том, что книга Коллоди носит морализаторский характер. Качества мальчика, нарушающего общественные нормы, изображаются у Коллоди, как отрицательные. Но постепенно он перевоспитывается в пользу тех ценностей, которые считались правильными для реализации мужчины в обществе, - получение образования и работы, содержание семьи, в данном случае пожилого отца, ради чего он и создал Пиноккио, который не сразу оправдал его ожидания. У женщин в то время возможностей для подобной реализации в обществе было значительно меньше, и фея у автора, который считал это нормой, являясь одной из главных героинь, в значительной мере находится на втором плане по сравнению с Пиноккио.
У Толстого качества, которые приписываются мальчикам, изображаются с большой симпатией. Творческое, бунтарское и во многом хулиганское поведение Буратино, связанное с нарушением ряда общественных норм, подается как позитивный пример для мальчика. Власть в это время продолжает декларировать поддержку социальной справедливости, но при этом сталинский режим, начиная с 1930 годов, проявляет патриархальные тенденции по сравнению с прогрессивной для своего времени политикой большевиков в гендерных вопросах в 1920 годы. В этих условиях бунтарем против социального неравенства скорее будет изображен мальчик, чем девочка. Но при недостатке в СССР, как и в ряде других обществ, образов сильных и самостоятельных девочек и женщин в литературе и искусстве, создатели фильма о Буратино после него создали фильм "Про красную шапочку", с независимой по сравнению со сказкой Перро героиней.
Таким образом, оба автора исходили из традиционных представлений о "мужских" и "женских" ролях, что видно на примере Пиноккио - Буратино и феи - Мальвины. Но эти роли воспринимались по-разному. Книга Толстого во многом более патриархальна из-за того, что качества, приписываемые девочкам, подаются, как отрицательные. При таких взглядах маловероятно, что главный герой будет женского пола, а тем более, что Толстой изменил бы оригинальный мужской пол у Коллоди на женский.
Так почему девочка развалила бы сюжет?
И что символизирует Артемон?
Такое ощущение, что все забыли зачин истории - одинокому старику просто хотелось сына, а не дочь. Конечно, я могу ошибаться, так что с радостью приму конструктивную критику.
Скорее, образ действий Буратино удачно совпал с излюбленным детским (и не только) способом решения проблем )