Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему Папа Карло, когда делал Буратино, не спросил у полена, кем оно хочет быть: мальчиком или девочкой?

ОбществоИскусство и культура+3
Андрей Кудрявцев
  · 26,7 K
Сторонник социалистического феминизма  · 19 сент 2017

Содержание книги о Буратино в основном повторяет начало книги о Пиноккио. Кроме того, что в книге о Пиноккио нет серьезной мотивации у прототипа Карабаса, почему он сначала хотел сжечь Пиноккио, а затем дал ему 5 золотых, а сам он второстепенный персонаж. Также Толстой смягчил ряд жестких ситуаций у Коллоди - Буратино прогнал сверчка, а не убил, как Пиноккио, укусил кота за лапу, а не откусил ее, и т. д. У Коллоди фея, прототип Мальвины, девочка с голубыми волосами, влюблена в Пиноккио и ухаживает за ним, когда он болен. Затем он находит ее могилу, где написано, что она умерла из-за того, что Пиноккио ее бросил. Пиноккио устраивается на работу, затем ее теряет. Позже фея с голубыми волосами появляется в образе взрослой одинокой, но достаточно независимой женщины, которая усыновляет Пиноккио, устраивает его в школу, защищает от ложного обвинения в убийстве и т. д. Происходит срыв, когда Пиноккио бросает школу и от безделья превращается в осла, а затем возвращается к облику деревянного мальчика. В конце книги Пиноккио работает и учится и заботится о пожилом отце. В награду за то, что он исправился, фея превращает его в настоящего мальчика, а отца делает молодым. Отмечались традиции в Италии, связанные с относительно высоким статусом матерей при его ограниченности семейной сферой, включая подчинение сыновей матерям в ряде вопросов, связанных с иерархией по возрасту. Фея у Коллоди следует таким традиционным феминным ролям, как забота о мужчине и воспитание детей, но в то же время проявляет значительную самостоятельность.

В книге Толстого Буратино остается непослушным мальчиком. Качества Буратино, которые гендерные стереотипы приписывают мальчикам, и которым симпатизирует автор, противопоставлены качествам Мальвины, которые считаются типичными для девочек, и которые автор считает несимпатичными. Мотивация ее действий - это не любовь к Пиноккио, как у Коллоди, а навязчивый контроль над Буратино и чрезмерное с точки зрения автора следование общественным нормам. Не она безответно влюблена в Пиноккио, а в нее безответно влюблен Пьеро. В данном случае происходит типичное для общества гендерного неравенства осуждение девочек и женщин за те же качества, которые поощряются социализацией, включая более жесткое следование моральным нормам и ограничение общения с мальчиками и мужчинами.

Основная разница между Коллоди и Толстым в том, что книга Коллоди носит морализаторский характер. Качества мальчика, нарушающего общественные нормы, изображаются у Коллоди, как отрицательные. Но постепенно он перевоспитывается в пользу тех ценностей, которые считались правильными для реализации мужчины в обществе, - получение образования и работы, содержание семьи, в данном случае пожилого отца, ради чего он и создал Пиноккио, который не сразу оправдал его ожидания. У женщин в то время возможностей для подобной реализации в обществе было значительно меньше, и фея у автора, который считал это нормой, являясь одной из главных героинь, в значительной мере находится на втором плане по сравнению с Пиноккио.

У Толстого качества, которые приписываются мальчикам, изображаются с большой симпатией. Творческое, бунтарское и во многом хулиганское поведение Буратино, связанное с нарушением ряда общественных норм, подается как позитивный пример для мальчика. Власть в это время продолжает декларировать поддержку социальной справедливости, но при этом сталинский режим, начиная с 1930 годов, проявляет патриархальные тенденции по сравнению с прогрессивной для своего времени политикой большевиков в гендерных вопросах в 1920 годы. В этих условиях бунтарем против социального неравенства скорее будет изображен мальчик, чем девочка. Но при недостатке в СССР, как и в ряде других обществ, образов сильных и самостоятельных девочек и женщин в литературе и искусстве, создатели фильма о Буратино после него создали фильм "Про красную шапочку", с независимой по сравнению со сказкой Перро героиней.

Таким образом, оба автора исходили из традиционных представлений о "мужских" и "женских" ролях, что видно на примере Пиноккио - Буратино и феи - Мальвины. Но эти роли воспринимались по-разному. Книга Толстого во многом более патриархальна из-за того, что качества, приписываемые девочкам, подаются, как отрицательные. При таких взглядах маловероятно, что главный герой будет женского пола, а тем более, что Толстой изменил бы оригинальный мужской пол у Коллоди на женский.

журналист, литературный и театральный критик  · 31 янв 2016
Все же не стоит забывать, что Алексей Толстой — русский писатель и, как русскому писателю Достоевским завещано, вышел он из гоголевской «Шинели». Но и про гоголевский «Нос» тоже не забывал (да и как забудешь, когда исходный персонаж, Пиноккио, с вооот таким вот носом). Хотя развивать здесь тему реминисценции «Носа» в «Ключике» явно не стоит, лишь укажу на сексуальные... Читать далее
пользователь TheQuestion.  · 18 дек 2017
Вопрос, наверное, подразумевает не мотивы авторов (почему они не написали Пеппи Длинныйчулок, а написали про мальчика-куклу), а ответ исходя из логики сюжета? Во-первых, как тут уже написали, еще будучи бревном кукла показала крайне задиристый характер. Например, поссорила мастера Вишню и его друга Джеппетто и веселилась. Вырывалось из рук чтобы ударить по ногам. Во-втор... Читать далее
Искусствовед, журналист  · 14 янв 2016
Алексей Толстой позиамствовал историю и почти всех основных персонажей «Золотого ключика, или Приключений Буратино» у итальянца Карло Коллоди, автора «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» (итал. Le avventure di Pinocchio. Storia d'un burattino). Коллоди же был не только ревностным католиком, но и, возможно, состоял в флорентийской массонской ложе. Поэтому... Читать далее

Так почему девочка развалила бы сюжет?

И что символизирует Артемон?

Первый
Китаист, кидалт, безработный  · 25 янв 2016

Такое ощущение, что все забыли зачин истории - одинокому старику просто хотелось сына, а не дочь. Конечно, я могу ошибаться, так что с радостью приму конструктивную критику.

Где-то год назад была большая статья в журнале, по-моему "Вокруг света": у папы Карло и Пиноккио, оказывается... Читать дальше
Senior Cultural Code Decipherer  · 14 янв 2016
Идея создания Пиноккио заимствована Карло Коллоди (сказку которого переосмыслил Алексей Толстой) в ряде мифов о создании демиургом человека из неживой материи. Примечательно, что и у Толстого и у Коллоди полено еще до придания ему формы обладало двигательными функциями, что для представителя мифологического сознания является признаком одушевленности, а, значит - свободы... Читать далее
Студент, художник, любитель Шаурмы  · 17 апр 2017
Действительно, почему бы не спросить у полена, кем оно хочет быть? Разговаривать с поленьями, мягко говоря, шизофрения. Полено на той стадии не имело представления о внешнем мире, Буратино ведь пришлось обучать.  А если бы и знало, вдруг полено захотело бы быть большим фаллоимитатором? Думаете старик Карло вырезал бы его?) Сомневаюсь, сказка сказкой, но стоит... Читать далее
филолог  · 31 янв 2016
Когда Папа Карло начал стругать куклу из полена, то спрашивать его, хочет ли оно стать мальчиком или девочкой, ему и на ум не пришло: характер озорного мальчишки так и бурлил в даже недоструганном полене. А.Н. Толстой пошёл по накатанному (то бишь прописанному Карло Коллоди) пути; короче, девочки тут и рядом не стояло. Вот так и получился вариант 2.0 деревянного мальчишк... Читать далее

Скорее, образ действий Буратино удачно совпал с излюбленным детским (и не только) способом решения проблем )

Анонимный ответ10 августа 2016
Всё банально до невозможности. Папа Карло делал не полностью куклы, а лишь заготовки к ним, болванки, или скелеты их. Половая принадлежность куклы определяется гримом и костюмом, потому что нет необходимости в интимных подробностях. Буратино/Пиннокио сам говорил, какой костюм хотел бы носить. Поэтому условно он сам выбрал кем быть. К тому же Б/П - всего лишь образ... Читать далее
гуманитарий  · 31 янв 2016
Почему Папа Карло не спросил у полена, кем оно хочет быть? Просто дело в том, что Карло был довольно эгоистичным старым содомитом. А если серьезно, то старый мужчина без семьи просто обязан был мечтать о наследнике, который продолжил бы его дело. Особенно, если брать в рассчет время действия истории, когда девочка изначально не рассматривалась в качестве продолжателя... Читать далее