Идея создания Пиноккио заимствована Карло Коллоди (сказку которого переосмыслил Алексей Толстой) в ряде мифов о создании демиургом человека из неживой материи. Примечательно, что и у Толстого и у Коллоди полено еще до придания ему формы обладало двигательными функциями, что для представителя мифологического сознания является признаком одушевленности, а, значит - свободы воли в современном понимании. Поскольку полено демонстрировало более маскулинный тип поведения ("дралось", например), то мастер решил придать ему форму именно мальчика. То-есть, полено скорее всего определилось с полом еще до событий, описанных в сказках, или его пол был определен кем-то другим.
Кроме того, на момент написания обеих сказок женщина в основном была признана полноценным человеком (с точки зрения биологии, по крайней мере), но во времена возникновения мифов об Адаме, Големе и подобных, такого признания еще не было. То-есть, намереваясь создать человека, демиург по умолчанию создавал мужчину.
С позиции представителя мифологического сознания, о дискриминации в таком случае речи идти не может.
Осталось выяснить:
кем был демиург, изначально одухотворивший полено;
чьим современником он был (каким типом мышления обладал): создателей мифов рассмотреного нами типа, героев сказок, их авторов или нашим с вами.
Без ответа на эти вопросы, все попытки ответа на вопрос, приведший к ним, будут спекулятивными.
Так почему девочка развалила бы сюжет?
И что символизирует Артемон?
Такое ощущение, что все забыли зачин истории - одинокому старику просто хотелось сына, а не дочь. Конечно, я могу ошибаться, так что с радостью приму конструктивную критику.
Скорее, образ действий Буратино удачно совпал с излюбленным детским (и не только) способом решения проблем )