Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему Папа Карло, когда делал Буратино, не спросил у полена, кем оно хочет быть: мальчиком или девочкой?

ОбществоИскусство и культура+3
Андрей Кудрявцев
  · 26,9 K
Искусствовед, журналист  · 14 янв 2016

Алексей Толстой позиамствовал историю и почти всех основных персонажей «Золотого ключика, или Приключений Буратино» у итальянца Карло Коллоди, автора «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» (итал. Le avventure di Pinocchio. Storia d'un burattino).

Коллоди же был не только ревностным католиком, но и, возможно, состоял в флорентийской массонской ложе. Поэтому сказка про Пиноккио полна многочисленных отсылок и аллюзий не только экзотерического, но и теологического характера (которые очень неявно сохранились и в заимствовании у Толстого): деревянная марионетка тут символизирует человека, который должен пройти сложный путь, прежде чем воспитает в себе душу, научится отделять добро от зла, впадет в грех, раскается и вернется к своему Отцу.

В этом случае Сверчок выступает в роли Сатаны, толкающего Пиноккио на бунт против собственного Творца, Кот и Лиса - олицетворение соблазнов, а Девочка с лазурными волосами ( Лазурная Фея) - это Мадонна, которая помогает герою вернуться к Творцу.

В сказке Коллоди есть отсылки и к Апулею (превращение Пиноккио в осла) и к Библии (Пиноккио, как Иов, проглочен рыбой) и вся эта многомерная, полная параллелей, конструкция неизбежно рухнула бы, если бы героем была девочка-марионетка.

Учитывая то, что Толстой переписывал эту сказку в 1935-36 годах, он, думается мне, вполне сознательно и в духе борьбы с религией (опиумом для народа) сгладил большую часть религиозных коннотаций и изменил концовку в стиле "победа рабочего класса над буржуем-Карабасом".

Но даже тут девочка-герой и свобода выбора при творении развалили бы весь сюжет :)

Так почему девочка развалила бы сюжет?

И что символизирует Артемон?

журналист, литературный и театральный критик  · 31 янв 2016
Все же не стоит забывать, что Алексей Толстой — русский писатель и, как русскому писателю Достоевским завещано, вышел он из гоголевской «Шинели». Но и про гоголевский «Нос» тоже не забывал (да и как забудешь, когда исходный персонаж, Пиноккио, с вооот таким вот носом). Хотя развивать здесь тему реминисценции «Носа» в «Ключике» явно не стоит, лишь укажу на сексуальные... Читать далее
пользователь TheQuestion.  · 18 дек 2017
Вопрос, наверное, подразумевает не мотивы авторов (почему они не написали Пеппи Длинныйчулок, а написали про мальчика-куклу), а ответ исходя из логики сюжета? Во-первых, как тут уже написали, еще будучи бревном кукла показала крайне задиристый характер. Например, поссорила мастера Вишню и его друга Джеппетто и веселилась. Вырывалось из рук чтобы ударить по ногам. Во-втор... Читать далее
Первый
Китаист, кидалт, безработный  · 25 янв 2016

Такое ощущение, что все забыли зачин истории - одинокому старику просто хотелось сына, а не дочь. Конечно, я могу ошибаться, так что с радостью приму конструктивную критику.

Где-то год назад была большая статья в журнале, по-моему "Вокруг света": у папы Карло и Пиноккио, оказывается... Читать дальше
Senior Cultural Code Decipherer  · 14 янв 2016
Идея создания Пиноккио заимствована Карло Коллоди (сказку которого переосмыслил Алексей Толстой) в ряде мифов о создании демиургом человека из неживой материи. Примечательно, что и у Толстого и у Коллоди полено еще до придания ему формы обладало двигательными функциями, что для представителя мифологического сознания является признаком одушевленности, а, значит - свободы... Читать далее
Сторонник социалистического феминизма  · 19 сент 2017
Содержание книги о Буратино в основном повторяет начало книги о Пиноккио. Кроме того, что в книге о Пиноккио нет серьезной мотивации у прототипа Карабаса, почему он сначала хотел сжечь Пиноккио, а затем дал ему 5 золотых, а сам он второстепенный персонаж. Также Толстой смягчил ряд жестких ситуаций у Коллоди - Буратино прогнал сверчка, а не убил, как Пиноккио, укусил... Читать далее
Студент, художник, любитель Шаурмы  · 17 апр 2017
Действительно, почему бы не спросить у полена, кем оно хочет быть? Разговаривать с поленьями, мягко говоря, шизофрения. Полено на той стадии не имело представления о внешнем мире, Буратино ведь пришлось обучать.  А если бы и знало, вдруг полено захотело бы быть большим фаллоимитатором? Думаете старик Карло вырезал бы его?) Сомневаюсь, сказка сказкой, но стоит... Читать далее
филолог  · 31 янв 2016
Когда Папа Карло начал стругать куклу из полена, то спрашивать его, хочет ли оно стать мальчиком или девочкой, ему и на ум не пришло: характер озорного мальчишки так и бурлил в даже недоструганном полене. А.Н. Толстой пошёл по накатанному (то бишь прописанному Карло Коллоди) пути; короче, девочки тут и рядом не стояло. Вот так и получился вариант 2.0 деревянного мальчишк... Читать далее

Скорее, образ действий Буратино удачно совпал с излюбленным детским (и не только) способом решения проблем )

Анонимный ответ10 августа 2016
Всё банально до невозможности. Папа Карло делал не полностью куклы, а лишь заготовки к ним, болванки, или скелеты их. Половая принадлежность куклы определяется гримом и костюмом, потому что нет необходимости в интимных подробностях. Буратино/Пиннокио сам говорил, какой костюм хотел бы носить. Поэтому условно он сам выбрал кем быть. К тому же Б/П - всего лишь образ... Читать далее
гуманитарий  · 31 янв 2016
Почему Папа Карло не спросил у полена, кем оно хочет быть? Просто дело в том, что Карло был довольно эгоистичным старым содомитом. А если серьезно, то старый мужчина без семьи просто обязан был мечтать о наследнике, который продолжил бы его дело. Особенно, если брать в рассчет время действия истории, когда девочка изначально не рассматривалась в качестве продолжателя... Читать далее