По-моему, мотивация — как ковид, только хороший. Во-первых, надо самому болеть, чтобы передать. Во-вторых, передается воздушно-капельно и через касание.
Воздушно-капельно — мотивация учителя. Я даже не скажу — увлеченность предметом, хотя это очень привлекательно. Но мотивация учить как осознанное, конструктивное желание что-то рассказать и чем-то помочь. А то иногда преподаватель так увлечен предметом и своими идеями, что не понимает потребностей тех, кто перед ним. С другой стороны, я помню учителей, которые не то чтобы очень болели своим предметом или хорошо разбирались, но к ученикам у них был искренний интерес, и это мотивировало.
Через касание. Настоящие чувства, а затем и мотивацию, вызывают настоящие вещи. Учитель как человек, а не робот, но и возможность коснуться предмета каким-то образом, пережить удивление. Или даже отвращение (в биологии не все приятно, например, как и в истории) — за ним тоже может последовать любопытство.
Ну и как с ковидом — некоторые не болеют и все тут. Или не моим предметом, а другим, не школой, так чем-то своим — ведь учитель не всесилен, и ученик — не заводная кукла, к которой надо подобрать ключ. Мне кажется, надо уважать их право не интересоваться предметом (но оценки ставить честно, разумеется).
Чтобы не быть совсем теоретическим — хороший отклик в плане всплеска мотивации я имел часто, когда давал возможность настроить процесс: выбрать из вариантов задания тот, который ближе (эссе, презентация, рецензия на книгу), или какой из блоков пройти раньше и т.д. Иногда этот выбор был немного игровым, потому что я потом под другим соусом предлагал то, что не было выбрано. Иногда это был мой компромисс с реальностью — если я буду пытаться впихнуть все 100% программы, то все равно потеряю половину, а так я хотя бы буду знать, какую именно и почему, и могу попробовать исправить это потом. Но чувство контроля с определенного возраста, конечно, на мой взгляд (ну и исследования есть такие) мотивирует очень сильно.