Снижение стоимости оценок на выходе могло бы помочь. Тут должна быть создана сложная система финального сертификата.
- Оценки "текущие" в школе должны входить в сертификат вместе с оценкой на экзамене, причем экзамен - это 40% от результата, текущие - 60% от результата. Так появится мотивация не зубрить, а активно участвовать в дискуссиях в классе и пр.
- Должны быть введены описательные характеристики. В них должны отмечаться динамика развития ученика, прилежание, старательность, умение решать креативные задачи "со звездочкой" и пр.
Для чего это нужно. Например в 11 классе какой-то мальчик, у которого по математике была "3" вдруг решил поступать на физмат. Он берет трех репетиторов и занимается по 7 часов в день, нагоняет других, но не получает на экзамене "5". Однако в его характеристике учитель отмечает, что он прибавил за один год на 60% и отдельно отмечает старательность "репетиторы", "факультативы" и пр.
Эти параметры складываются в оценку. Например, динамика 60% дает плюс 0,6% балла, в результате человек получает свою "5" на экзамене с учетом дополнительной характеристики.
В то же время ученик, отказывающийся от решения креативных задач, участия в олимпиадах, знающих физические формулы, но не понимающий сути физических явлений, получает за счет описательной характеристики соответствующий минус 0,5% баллов и выходит на 4.
Естественно, что родителям должна быть представлен набор опций по контролю описательной характеристики и легкие пути протеста против нее.
- Золотая и серебряная медали должны в школу вернуться, - в плане их ценности, и стоит добавить бронзовую медаль. При этом медали должны выдаваться по направлениям, а не "за все". Золотая медаль за гуманитарные знания, золотая медаль за технические знания и пр. Однако медали получают только те, кто имеет сочетание показателей из четырех пунктов: оценка текущая - оценка на экзамене - описательная характеристика - познавательная активность вне школы (Олимпиады, факультативы, конференции и пр.). Медали должны освобождать человека от экзамена в институт. Но не в любой институт по желанию, а в институт-партнер школы.
- Устный экзамен по русскому языку должен стать обязательным. Но это не перечисление правил правописания и пунктуации, как сейчас, а экзамен по развитию речи, начитанности, умению участвовать в дискуссии. На этом экзамене большинство "зубрил" погорят.
Это только начало огромного комплекса мероприятий, которое приведет к повышению познавательной активности. Естественно, что этой цели должен соответствовать уровень учителей, зарплата учителей, инфраструктура школы, демократическое управление школой, участие родителей в управлении, избирательность директора, самоуправление школьников, спортивные залы современного уровня, инвестиции от государства и пр. и др.