Существует мотивация внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация часто сводится к поощрению и наказанию. Отметки как раз и являются хорошей основой внешней мотивации. Внутренняя мотивация появляется тогда, когда внимание сосредотачивается на самом учебном действии ("нравится решать задачи", "нравится писать сочинения", "получаю удовольствие от работы с картами" и пр.). Данный вид мотивации гораздо действеннее первого, так как внимание ученика не распределяется между интересом к самому предмету (учебному действию) и внешними "пряниками/кнутами" за его освоение. При внутренней мотивации внимание сосредоточено на самом предмете.
К сожалению, достижению устойчивой внутренней мотивации мешает так называемый "первый мотивационный порог". Установлено, что устойчивый интерес к предмету может появиться только после того, как ученик овладел навыком (автоматическим действием). То есть после того, как у него начало вроде бы "само собой получаться". До этого момента ученику необходима внешняя поддержка.
"Надёжных" способов внешней мотивации для всех быть не может. Все ученики разные и их внимание откликается на разные стимулы. Для одного это умеренное поощрение (ни в коем случае не обильное и постоянное), для другого - разворачивание перспективы, для третьего создание строгого режима учебной работы, для четвёртого - указания на необходимость улучшения деятельности. Каждый раз в паре "ученик-учитель" устанавливается свой индивидуальный мотивационный фон. Но дело это (доведение ученика до навыка) кропотливое и долгое.
Пожалуй, есть только некоторые рекомендации. 1). Большую мотивационную роль играет степень увлечённости своим предметом и учебным материалом самого учителя. Ученики во многом подражают учителям, и эта увлечённость довольно легко их заражает. 2). Чёткость и выверенность структуры всего знания в рамках учебного предмета и структурность знания в рамках конкретного урока оказывают сильное мотивирующее воздействие на учеников. Ведь нередко у учеников резко снижается уровень внимания в моменты неясных или неточных логических переходов. 3). Не меньшую роль играет так называемое "присвоение знания" учителем. Всегда выгоднее (с мотивационной точки зрения) подавать материла условно "от первого лица" так, словно учитель сам открыл изучаемый закон или сам установил данное правило. Людям (и ученикам) всегда интереснее слушать первооткрывателя, чем его адептов. 4). Немаловажной является также эмпатия учителя к эмоциональному состоянию учеников (лучше - каждого ученика). Поддержание постоянно положительного эмоционального фона на уроке - верный способ повышения общей мотивации.