Прекрасный вопрос :)
Чтобы на него ответить, прежде всего, необходимо определиться с нашими ожиданиями от этого самого менеджера: что мы хотим, чтобы он делал в нашей и для нашей компании?
Стрелял пулеметом звонков и писем? Делал ковровые бомбардировки по рынку и душил подобно зарину? Может совсем наоборот, стрелял как снайпер с расстояния в 1 километр и попадал точно в цель?
Кроме того, очень важна ориентация бизнеса: b2c, b2b или может даже b2g. Это определяет специфические компетенции, которыми должен обладать хороший менеджер по продажам.
Если говорить про продавана 101, то хорошим может считаться следующий профайл:
Кто еще в нормальном уме пойдет собирать или выслушивать отказы, а иногда и что похлеще, в здравом уме? :)
Ему или ей всегда легко обсуждать и особенности происхождения маркетинговых промо в офлайн-торговле парфюмерией, а также роли Эсте Лаудер в этом, и при этом легко переключиться на глубоководные погружения на Шпицбергене (хотя бы знает, где он находится).
В модных журналах про бизнес это называют natural curiosity. Фактически, это способность разбираться в новых вещах и учиться.
Сегодня тебе надо закодить парсер или сделать лендос, а завтра проанализировать массив фискальных данных. Этому нигде не учат, только ты сам.
Каждый человек для продавца - это особенный человек с его собственным миром, в котором хочется или наоборот не хочется разбираться, но этот мир виден и он для продавца существует.
Продавцу следует быть очень свежим в психо-эмоциональном смысле, чтобы общение с ним не накладывало негативный отпечаток на его или ее vis-a-vis.
Важность и приоритетность этих качеств варьируется от профиля бизнеса. Более того, вряд ли найдется начинающий продавец, который сразу будет обладать всеми характеристиками, но как минимум, в нем будут зачатки этого всего.
Кроме того, априорными будем считать такие качества, как ответственность, признание ошибок и добропорядочность.
Это важно абсолютно для любого профессионала, который хочет развиваться и стать чем-то больше.
А плохой продавец? Ну а что плохой продавец?
Наверное, это тот, с которым вы столкнетесь или услышите всего один раз за всю вашу жизнь.