Иногда да. Иногда — сознательно — нет, но смыслы сами привходят в произведение, потому что оно вплетено в культурную ткань и соотносится с другими текстами. Процесс письма вообще не полностью осознан: довольно часто бывает такое, что автор понимает написанное им только постфактум. Впрочем, разумеется, бывает всякое, творческих методов множество. Черновики, например, Льва Толстого покажут вам, как в написанном тексте изменялось буквально каждое слово.
Вы могли бы пояснить, как текст может творить сам себя?
Пару лет назад натыкался на статью каких-то студентов, о символизме в литературе. Они расспрашивали разных писателей, о том что они имелли ввиду в своих произведениях. Точно помню только про то что Рэй Бредбери очень удивился вариантам интерпретации его текстов, и заявил что имел ввиду только то что написал.
Не всегда. Хороший пример - "Старик и море" Хемингуэя. Писатель сам говорил, что его повесть - это просто история о старом рыбаке, вышедшем в море, что это не метафора, не притча о противостоянии человека и природы. Просто люди ее так поняли.
(данная информация почерпнута из послесловия хорошего советского издания)
Конечно они вкладывают смысл в свои работы, некоторые делают это вполне осознано, другие не очень. Однако, понятие этого смысла субъективно. И если для одного повесть несёт один смысл, то для другого это совершенно иначе. Так что говорить о том что "мы" вкладываем смысл, нужно уточнять, кого именно из "мы" вы имеете ввиду.
Всем лучей добра.