В списке частных специалистов по Директу (доступен при авторизации в системе) всё больше новых имён. Мы получаем много вопросов о том, как пройти отбор и какие задачи можно доверить частному специалисту, поэтому попросили пятерых профи поделиться впечатлениями и рассказать, как всё устроено.
Обстоятельства и причины знакомства с Директом у специалистов были разными, но их объединяет большой опыт и отношение к задачам в, пожалуй, главных вопросах. Говоря о преимуществах работы на себя, основными они называют возможность находиться в любой точке мира — или дома, при этом готовы всегда быть на связи с клиентом, выбирать проекты по душе и управлять своим временем. И сходятся в том, что такая свобода требует повышенной самодисциплины и ответственности, постоянного обучения и роста.
Участие в проекте стало для них возможностью проверить себя, оценить свой профессионализм и получить новые возможности для развития — общаться с такими же опытными специалистами и сотрудниками Яндекса, продолжать самообразование и найти новых клиентов.
С чего всё началось
Возникла необходимость запустить рекламу своего бизнеса —диспетчерской такси. Было страшно пробовать, но я прошла бесплатные курсы, запустила рекламу и всё пошло. Оттачивала настройки на собственных кампаниях, потом кто-то из знакомых попросил помочь, и вот уже несколько лет я занимаюсь этим как специалист.
Я был веб-мастером, занимался дизайном, вёрсткой, SEO—тогда эти области были не настолько сложными, как сейчас, и один человек мог их эффективно совмещать. Были клиенты, которые интересовались, как развивать сайты, привлекать целевую аудиторию — так я пришёл в контекстную рекламу. Читал помощь Директа, блоги, учился на собственных ошибках — курсов тогда не было.
Я работала удалённым помощником, и мой босс предложил сделать контекстную рекламу для небольшого проекта. Тогда я посмотрела какие-то курсы в интернете и радостно подумала, что всё уже знаю. Первую кампанию, все 83 объявления, я заводила прямо в интерфейсе Директа — без коммандера, без Excel. Смешно, но мне понравилась суть контекста, и после этого я забросила все остальные направления. Прошла ещё курсы, самостоятельно прошла сертификацию в Яндексе и решила, что вот теперь-то я точно крутой спец:). Но случайно попала в закрытую профильную группу в фейсбуке и поняла, насколько я ещё от этого далека. Специалист по рекламе в интернете — вечный ученик.
О подготовке
Особо не готовился, просто показал кто я есть. Задумался только, какие кейсы могу назвать лучшими: там, где человек остался больше всего доволен, или там, где он много заработал? Пришёл к выводу, что нужно работать так, чтобы каждый твой проект был лучшим кейсом. Клиенты не менее требовательны, чем Яндекс.
Подготовка — самый важный этап, так же, как в настройке рекламы. Освежить в памяти знания о Директе, пройти сертификацию, подумать о своём опыте. Полезно набросать тезисы, чтобы на собеседовании можно было сразу дать краткий, но содержательный ответ. Это своеобразная «презентация в лифте», когда надо за несколько минут объяснить, чем ты занимаешься.
И постоянно учиться. Как вообще устроена жизнь фрилансера? Проснулся, поучился, работаешь. И так каждый день. Нужно читать всё: помощь Директа, сайт Рекламных технологий, где рассказывается об инструментах, смотреть, как и что делают другие, поскольку в настройке рекламы у каждого свои фишки. Конечно, доверия больше официальным источникам, а то, что говорят коллеги, лучше перепроверять.
Пила валерьянку (смеётся). Думала: какой кейс показать? Будут ли проверять кампании? Будут ли стратегические вопросы по маркетингу? Знаю, что трое человек, включая меня, точно готовились: читали помощь Директа, повторяли термины.
Собеседование прошло как дружеская беседа о рекламе и маркетинге, все страхи оказались напрасны. Тяжелее всего было ждать собеседования.
Об участии в проекте
Я дорожу тем, что попала в этот проект, поэтому к задачам теперь отношусь ещё ответственнее, чем раньше. В начале сотрудничества у клиента могут быть опасения: а вдруг специалист пропадёт, затянет сроки — здесь эти риски минимизированы. Яндекс в сделке не участвует, только помогает заказчику и исполнителю найти друг друга, но я ценю участие в проекте и хочу, чтобы клиент был доволен, так что это дополнительная страховка.
Людям, которые тебя не знают, приходится каждый раз доказывать, что действительно разбираешься в Директе. Через проект приходят заказчики уже с уверенностью, что специалисту можно доверять. Я этим очень довольна.
Ко мне пришли на ведение кампаний клиенты с хорошими бюджетами, интересными задачами. На данный момент, например, я даже не могу брать новых.
Сначала думал, что просто составят список частных специалистов и всё: никто не будет столько сил вкладывать в наше развитие, работать над изменениями в интерфейсе Директа. Это, кстати, очень помогает: есть список клиентов, можно привязать аккаунты, с которыми работаешь давно — удобно.
Существенный плюс проекта — можно общаться с рекламодателями разного уровня: с опытом и без, которым настраивали рекламу или которые сами пробовали это сделать. Это хороший опыт и понимание рынка: можно узнать, как мыслят разные клиенты, какие у них задачи, ситуации. На этом можно строить личное продвижение.
Хочу получить разносторонний опыт, поэтому интересна работа с крупными игроками с бюджетами от 100-200 тысяч рублей. Маленьким и средним клиентам помогаю аудитами, консультациями, маркетинговой стратегией.
Как маркетологу мне интересно внести свой вклад в развитие проекта. Наше сообщество — новая форма жизни на рынке. В большей степени мной движет интерес и азарт.
Если коротко: новые контакты в профессиональном сообществе, обмен идеями, новые более «горячие» клиенты. На старте проекта ожидания относительно новых клиентов на старте ожидания у меня были не очень высокие, почему-то думал, что поток будет незначительным, но на деле, когда программа запустилась, с каждым новым анонсом от Яндекса поступали новые обращения.
Стоит отметить и качество обращений. Если раньше заказчики хотели, чтобы я прислал кейсы, подтвердил свой профессионализм, то по этой программе люди приходят уже с конкретными задачами, доверия больше.
Это новые горизонты, обмен идеями, имидж, подтверждение профессионализма. Интересно и приятно ощущать себя частью чего-то перспективного.
Уважаю Яндекс как одну из передовых российских компаний, которая приносит деньги экономике, создаёт рабочие места, постоянно развивается. Так что когда появился проект, сразу подал заявку. Я должен был попробовать. Даже если бы не прошёл, то знал бы, что сделал все что мог.
Хочу найти новых интересных клиентов. До сих пор я не рекламирую себя — хватает рекомендаций. Но проекты идут примерно из одной сферы — похожие бюджеты, задачи. Программа Яндекса позволяет расширить эту сферу и профессиональный охват. Например, я не работал с бюджетами более 1,5 млн рублей в месяц, а мне было бы интересно — там больше статистики, быстрее видны изменения.
О фрилансе
Это мой третий заход на фриланс — долго работал в офисе, в агентствах и просто в компаниях штатным специалистом. Для меня основное преимущество фриланса —работа по удобному графику. Я живу на окраине Петербурга — ежедневная езда в офис отнимала много времени. Из минусов — всем фронтом работ приходится заниматься самому: общение с клиентами, встречи, продажи своих услуг и так далее.
Нравится самому управлять своей жизнью. В итоге это свелось к стандартной пятидневке в офисе с восьмичасовым рабочим днём. Но это моё личное решение — так эффективнее.
Из минусов — если человеку не хватает самодисциплины и организованности, фриланс не для него. Хороших результатов и довольных клиентов не будет. Никто не любит тех, кто постоянно не укладывается в сроки или пропадает.
Задачи для фрилансера — аудит, полная настройка кампаний, доработки существующих кампаний, настройка аналитики. Главный итоговый показатель — конверсии. И частный специалист поможет выстроить грамотную структуру для их привлечения и аналитики.
Частный специалист — это личность. С ним проще выстроить отношения, можно устроить совместный мозговой штурм даже по общим вопросам бизнеса, а не только по рекламе.
10 советов заказчику
1. Один из первых факторов, на который стоит обратить внимание — скорость реакции. Если на вашу заявку ответили через два дня — есть вероятность, что с такой же скоростью будут обрабатываться и рабочие вопросы.
2. Первое, что должен сделать хороший специалист, — внимательно расспросить о бизнесе заказчика, товаре или услуге, и только потом подбирать предложение.
3. Убедитесь, что вы верно понимаете друг друга — особенно это касается терминов.
4. Сформулируйте цели и задачи рекламы, опишите ваши ожидания на старте.
5. Делитесь знаниями — никто не знает особенностей вашего бизнеса, как вы. Больше всего это справедливо для сферы услуг и b2b.Результат во многом зависит и от вовлеченности заказчика: работа в тандеме со специалистом будет эффективнее.
6. Будьте на связи, информируйте специалиста об изменениях. Отвечайте на вопросы, сотрудничайте, согласовывайте общие действия. Примите специалиста в команду.
7. Готовьтесь к изменениям и экспериментам: А/В-тестам, колебаниям стоимости и количества заявок.
8. Интересуйтесь, будьте любопытным, задавайте вопросы, узнавайте новое — это поможет вашему бизнесу расти.
9. Познакомьтесь с интерфейсом Директа — понимать принципы работы рекламы и аналитики, уметь оценить достоверность данных полезно.
10. Помните — вы у фрилансера не один, и это нормально :)