Что такое когортный анализ
Когортный анализ — это метод маркетинговых исследований, который позволяет оценить поведение реальных и потенциальных клиентов бренда в динамике. Для исследования людей объединяют в группы — когорты. От этого слова и произошло название метода.
Когорта — это люди из числа целевой аудитории, которые выполнили одинаковое действие в один и тот же период. При этом они могут отличаться по социально-демографическим и другим характеристикам.
Например, пользователь 3 мая перешёл на сайт магазина по рекламному объявлению и купил летние шины. Его можно включить в две когорты:
- Пользователи, которые перешли по рекламному объявлению в этот период.
- Покупатели, которые приобрели шины в мае.
Во время исследования маркетолог изучает, как ведут себя представители когорт в течение определённого времени. Например, как часто покупают и на какую сумму. Данные о поведении разных групп помогают планировать маркетинговые активности: запускать рекламные кампании, вводить новые акции, программы лояльности, персональные предложения.
Чтобы определить, какие когорты вам понадобятся, необходимо сформулировать задачу и выбрать метрику для анализа. Об этом пойдёт речь в следующем разделе.
Какие задачи можно решать с помощью когортного анализа
Оценивать эффективность рекламы. Анализ показывает, какие каналы продвижения приносят компании больше прибыли. Например, можно сравнить кампанию, запущенную через Яндекс Директ, с рассылками и таргетированной рекламой. Это позволяет грамотнее распределять рекламный бюджет, отключать неэффективные инструменты и повышать показатель возврата инвестиций — ROI.
Увеличивать лояльность и повышать Retention Rate. Если сравнить разные группы людей, можно предположить, какие факторы влияют на их лояльность и готовность взаимодействовать с брендом.
Например, аналитики онлайн-кинотеатра заметили, что большая часть клиентов отказывается от подписки после третьего месяца. На основании этих данных можно разработать стратегии удержания, например:
- Предлагать скидку на подписку после двух месяцев использования
- Начислять бонусы клиентам, которые продлевают подписку после трёх месяцев
- Отправлять клиентам персонализированные сообщения с напоминанием о преимуществах продукта
Прогнозировать и увеличивать LTV — жизненную ценность клиентов. Анализ LTV показывает, как меняется ценность клиента в зависимости от времени присоединения:
- Как часто клиенты из разных когорт делают покупки
- Какая средняя стоимость покупки
- Как долго клиенты остаются в статусе постоянных покупателей или пользователей
Например, аналитики онлайн-магазина заметили, что у клиентов, которые купили в январе, LTV ниже, чем у покупателей, которые пришли в ноябре. Как можно использовать эту информацию:
- Проанализировать данные в группе с высоким LTV. Возможно, в ноябре изменились условия оплаты или обслуживание, благодаря чему клиенты стали чаще покупать на более высокие чеки.
- Разработать специальные предложения для клиентов, которые приходят в первой половине года, чтобы стимулировать их на последующие покупки. Например, предоставить им постоянную скидку.
Проводить A/B-тестирования перед внесением изменений на сайт, в продукт или рекламу. Тесты помогают узнать, будет ли нововведение эффективным: например, станут ли люди чаще оставлять контакты после доработки формы обратной связи.
Одной когорте пользователей показывают сайт, продукт или рекламу без изменений, а другой — с изменениями. Затем сравнивают результаты обеих групп и принимают решение, вводить ли обновление в работу.
Подробнее о том, как подготовить A/B-тестирование, читайте в публикации.
Какие показатели отслеживают в рамках когортного анализа
Обычно маркетологи рассчитывают для когорт следующие показатели:
- Конверсию — процент пользователей, которые совершили нужное целевое действие, например посетили сайт, оставили заявку, оформили заказ, оплатили покупку.
- Retention Rate — процент пользователей, которые продолжают использовать продукт или услугу через определённое время.
- Churn rate — процент пользователей, которые отказались от продукта или услуги через определённое время.
- Средний чек — средняя сумма, которую пользователь тратит за определённый период.
- LTV (Lifetime Value) — доход, который компания получила от одного пользователя за всё время сотрудничества.
- CAC (Customer Acquisition Cost) — стоимость привлечения нового пользователя.
- ROI — показатель возврата инвестиций. Если говорить простыми словами, ROI показывает, окупаются ли вложения в бизнес.
Как провести когортный анализ: пошаговая инструкция
Шаг 1. Определите период, за который хотите проанализировать данные. Например, 1, 3, 6 или 12 месяцев.
Период определяется в зависимости от цели анализа и ниши бизнеса. Например, если нужно посчитать конверсию для компании с длинным циклом сделки, информативнее анализировать результат за полугодие или год. И наоборот, для продуктов и услуг с ситуативным спросом подойдут короткие периоды.
Шаг 2. Разделите пользователей на когорты. Например, в группу можно включить людей, которые купили услугу в апреле или перешли по рекламному объявлению в феврале.
В зависимости от цели исследования у вас может быть одна или несколько когорт. Так, чтобы сравнить эффективность разных каналов продвижения, для каждого из них нужно создать когорту. А если вы хотите, например, оценить долгосрочную эффективность конкретной кампании, можно создать одну когорту и наблюдать за её поведением в динамике.
Чтобы собрать информацию о поведении пользователей, используют данные CRM-систем и систем веб-аналитики.
Шаг 3. Рассчитайте нужные метрики и проанализируйте результаты.
Шаг 4. Периодически проводите повторный анализ для отслеживания изменений. Это поможет вовремя внести необходимые коррективы в маркетинговые инструменты, которые используются в общей воронке продаж или конкретной рекламной кампании.
Как провести когортный анализ с помощью Яндекс Метрики
В Метрике можно построить отчёт по когортам. Для начала перейдите в раздел «Отчёты» → «Источники» → «Источники, сводка».
Как провести когортный анализ в Excel
Допустим, нужно оценить Retention Rate пользователей, которые пришли с рекламного объявления и совершили конверсию в марте. Период анализа — три месяца.
Сделайте в таблице столбцы с названием и размером когорты. В нашем примере пользователи распределяются по когортам в зависимости от источника привлечения. Внесите данные о количестве заказов в когорте.
Какие ошибки можно совершить
Некорректно сформировать когорту, а именно выбрать временной период и целевое действие, которые не помогут решить задачу. Например, если бизнес основан на месячной подписке, то релевантными будут когорты по месяцам, а не по дням или неделям.
Кроме того, если взять для сравнения неравнозначные когорты, которые отличаются размерами, характеристиками или составом, то сравнение может привести к ошибочным выводам.
Не учитывать внешние события: изменения экономической ситуации, выход флагманских продуктов или сезонность. Всё это может отображаться на поведении потребителей.
Коротко
- Когортный анализ в маркетинге — это метод, который позволяет исследовать поведение клиентов или пользователей. Для его проведения людей объединяют в группы — когорты.
- Получить данные для формирования когорт помогают инструменты веб-аналитики и CRM-системы, а провести когортный анализ — Яндекс Метрика и сводные таблицы в Excel.
- По результатам исследования аналитик может делать выводы об эффективности рекламных кампаний, выявлять лояльных пользователей и разрабатывать стратегии повышения LTV, проводить A/B-тесты и решать другие бизнес-задачи.
- Чтобы получить максимально полную и точную картину, необходимо правильно формировать когорты и учитывать внешние события при оценке результата.