Выиграйте промокод на 1 млн ₽ для развития бизнеса

Перейти
  1. Главная /
  2. Обучение /
  3. Полезные материалы /
  4. Яндекс Метрика /
  5. Статьи /
  6. Что такое A/B-тестирование и как правильно его провести

Что такое A/B-тестирование и как правильно его провести

Чтобы вносить изменения на сайте и в рекламных кампаниях для повышения их эффективности, применяют инструменты A/B-тестирования. В статье объясняем, какие задачи A/B-тест может решить в маркетинге, в каких сервисах его можно провести и как это сделать самостоятельно.

Что такое A/B-тестирование

A/B-тестирование — это метод исследования, который позволяет узнать реакцию людей на изменения в рекламной кампании (РК) или на сайте. Например, оценить, какой заголовок объявления больше привлекает пользователей или как цвет кнопки влияет на количество кликов.

A/B-тесты используют:

  • В интернет-рекламе. Они применяются, чтобы сравнить разные варианты рекламных объявлений или настроек РК.
  • В email-маркетинге. Тестирование помогает выбрать те варианты писем, которые побуждают получателей открыть и прочитать их.
  • При оптимизации сайта или мобильного приложения. A/B-тесты могут подсказать, какой вариант веб-страницы или экрана принесёт больше посетителей и заявок, а также сделает ресурс удобнее.

Метод подойдёт всем, кто работает над повышением качества продукта: владельцам бизнеса, маркетологам, дизайнерам, специалистам по настройке рекламы, разработчикам.

Какие задачи решает A/B-тестирование

A/B-тесты помогают выполнить следующие задачи:

Проверить, принесут ли изменения нужный результат. Перед тем как вносить корректировки в проект, желательно сначала их протестировать. Так вы сможете избежать изменений, которые приведут к ухудшению показателей, например снизят кликабельность объявления.

Провести анализ поведения пользователей. Тестирование выявит, какие элементы на сайте или в РК привлекают пользователей, а какие — отталкивают. В дальнейшем вы сможете создавать проекты с учётом предпочтений потенциальных клиентов.

Улучшить пользовательский опыт. Тесты показывают, с каким вариантом интерфейса людям удобнее всего взаимодействовать. Опираясь на их результаты, можно улучшить навигацию сайта или приложения и сделать процесс покупки интуитивно понятным.

Сэкономить бюджет на привлечении трафика. Проведение A/B-тестов позволит снизить плату за потенциального клиента (CPL). Эксперимент выявит, какой текст или дизайн объявления приносит недорогие заявки и побуждает людей оставлять контакты. Это поможет сконцентрировать бюджет на более эффективных решениях.

Увеличить количество целевых действий. Тесты укажут на тот текст, изображение или дизайн, что больше мотивирует аудиторию совершить покупку или оставить заявку. О том, от чего зависит количество целевых действий, читайте в статье «Что такое конверсия и как её рассчитать».

Какие элементы можно проверять в A/B-тестировании

В рекламных материалах: заголовок, текст, иллюстрации, быстрые ссылки, видеоролики, призывы к действию, формат.

Рассмотрим пример: вы хотите сравнить два баннера — для этого создаёте две кампании с одинаковой аудиторией, текстом и прочими настройками, но с отличающимися друг от друга иллюстрациями.

Также можно экспериментировать с настройками РК: менять целевую аудиторию, время показа рекламы, ключевые слова.

В электронных письмах: тема, прехедер, иллюстрации, обращение к получателю, структура и длина письма, время отправки, цвет кнопок и ссылок, призыв к действию.

Например, если вы хотите понять, нужно ли включать в текст рассылки имя получателя, создайте два письма: в одном обратитесь к читателю напрямую, в другом — используйте приветствие без персонализации.

На сайте или в приложении: интерфейс, текст, количество информации на странице, описание продукта, оформление карточек товаров, форма и цвет кнопки, призыв к действию, расположение блоков, типографика, стиль.

Например, если вы хотите протестировать, какое рекламное предложение вызовет наибольший отклик у пользователей, создайте два варианта посадочной страницы.

Как провести тестирование

Чтобы провести тест и получить качественные результаты, необходимо пройти пять этапов:

Шаг 1. Сформулируйте гипотезу. Определите, для чего вы проводите тест и на какие показатели хотите повлиять. Гипотеза должна содержать условие и предположение, а также работать на бизнес-цели компании. Важно указать, какой прирост или падение показателя вы ожидаете. Например, подходящей гипотезой будет «если мы упростим форму обратной связи, то увеличим количество её заполнений на 10%».

Чтобы в будущем оценить результат, выделяют сразу два вида гипотез: нулевую и альтернативную. Первая предполагает, что никаких изменений не произойдёт, вторая — наоборот. Задача теста — отвергнуть нулевую гипотезу.

Шаг 2. Создайте два варианта тестируемого элемента. Одновременно важно сравнивать только одну переменную — допустим, форму кнопки. Тогда получится корректно интерпретировать итоги и выявить зависимости.

Если тестировать сразу несколько элементов, например текст и время показа рекламного объявления, будет сложно оценить, что конкретно повлияло на итоговые показатели.

Шаг 3. Рассчитайте необходимый размер выборки. На этом этапе следует выбрать часть аудитории для A/B-тестирования. Под выборкой подразумевают множество пользователей, которым покажут разные версии элемента.

Важно, чтобы выборка была с теми же характеристиками, что и пользователи, которые обычно взаимодействуют с продуктом. Такую группу называют генеральной совокупностью. Например, если на ваш сайт заходят мужчины и женщины в пропорции 20 на 80, то и при тестировании цвета кнопки нужно сохранить это соотношение. Иначе итоги будут некорректными.

Точную долю аудитории определяют в зависимости от гипотезы. Также узнать, сколько людей вам понадобится, помогут специальные калькуляторы — их можно найти в интернете. Чаще всего для расчёта объёма выборки в них просят указать:

  • Сколько вариантов элемента вы будете сравнивать
  • Какое значение выбранной метрики у вас наблюдается сейчас
  • Какого прироста вы ожидаете
  • Шаг 4. Запустите A/B-тест. Для этого необходимо выбрать инструмент, который поможет его провести. Это может быть, например, Яндекс Метрика, AppMetrica, Яндекс Директ или другой сервис.

    Шаг 5. Проанализируйте итоги тестирования. Определите, какой из вариантов показал лучшие результаты и достигли ли они поставленной цели. А затем примите решение об их внедрении.

Как проводить A/B-тесты в Метрике

Запускать тестирование можно в Яндекс Метрике — бесплатной системе веб-аналитики. Она подойдёт для сравнения нескольких вариантов посадочных страниц, а также отдельных её элементов. Инструмент работает на базе технологий Varioqub.

Чтобы начать исследование в Метрике:

1. Зайдите в раздел «Эксперименты».

Разделы Яндекс Метрики

Разделы Яндекс Метрики
Раздел расположен в левой части экрана

2. Установите предложенный код JavaScript на ваш сайт. Инструкцию, как это сделать, можно прочитать в Справке. Когда код будет внедрён, нажмите кнопку «Код уже установлен». Для продвинутых пользователей доступна более глубокая интеграция через открытое API.

JS-код для проведения теста

JS-код для проведения теста
Метрика предлагает вставить JS-код на веб-ресурс тремя способами

3. Кликните по кнопке «Создать эксперимент». В бесплатной версии одновременно можно запустить два A/B-теста. Чтобы увеличить количество, подключите платный тариф на сайте Varioqub.

Создать эксперимент в Яндекс Метрике

Создать эксперимент в Яндекс Метрике
Кнопка располагается в правом верхнем углу

4. Введите название эксперимента и задайте его условия. Читайте в Справке, какие значения можно указать в каждом окне.

Задать условия для теста

Задать условия для теста
На скриншоте — пример заполнения условий теста

5. Укажите показатели, на которые вы хотите повлиять, — например, время на сайте.

Ввести показатели эксперимента

Ввести показатели эксперимента
В разделе «Метрики» выберите тот показатель, по которому будете оценивать успешность A/B-тестирования

6. Выберите тип эксперимента: Визуальный редактор, Ссылки для редиректа или Флаги в коде. Подробнее о каждом из них читайте в Справке.

7. Нажмите кнопку «Редактировать» и внесите изменения на странице сайта. Сервис позволяет добавлять до 25 различных версий страницы.

Добавить варианты

 Добавить варианты
Чтобы переименовать вариант, кликните два раза по его названию

8. Сохраните и запустите тестирование. Перед этим ещё раз проверьте все настройки. После того как начнётся тест, его нельзя будет отредактировать.

Посмотреть, как выглядят изменения до запуска, можно с помощью блока «Проверка эксперимента», который располагается в правом нижнем углу экрана.

Проверка эксперимента

Проверка эксперимента
Чтобы раскрыть блок, нажмите выделенную иконку

Статус тестирования в Яндекс Метрике

Статус тестирования в Яндекс Метрике
Убедитесь, что вы начали тестирование. Для этого обратите внимание на его статус

9. Ознакомьтесь с результатами после окончания теста. Для этого на странице «Эксперименты» нажмите ссылку «Посмотреть результат». Значимые различия вариантов будут выделены цветом — зелёным или красным.

Результаты эксперимента в Яндекс Метрике

Результаты эксперимента в Яндекс Метрике
Итоги представлены в виде графика с таблицей

Как запустить тестирование в Яндекс Директе

Протестировать РК можно в Яндекс Директе — это сервис для размещения объявлений в интернете. Но перед этим необходимо настроить A/B-тесты в Яндекс Аудиториях. С помощью этого инструмента собирают пользователей для показа рекламы.

1. Перейдите в Яндекс Аудитории, откройте вкладку «Эксперименты» и создайте первое исследование.

Эксперименты в Яндекс Аудиториях

Эксперименты в Яндекс Аудиториях
Найти раздел «Эксперименты» можно в верхней части экрана

2. Назовите исследование и добавьте счётчик Метрики, к которому привязана кампания. Далее укажите долю каждого сегмента аудитории — тех, кто увидит обновление, и тех, кому будет показана старая версия. Для первого теста оптимальным значением будет 50 на 50.

Настройки эксперимента в Яндекс Аудиториях

Настройки эксперимента в Яндекс Аудиториях
На скриншоте — пример заполнения полей настройки эксперимента

3. В Директе выберите кампанию, на которой будете тестировать изменения. Затем создайте столько её копий, сколько сегментов у вас в исследовании. Все кампании-дубликаты нужно остановить.

Копировать кампанию в Яндекс Директе

Копировать кампанию в Яндекс Директе
Чтобы дублировать кампанию, выделите её и в нижней панели выберите функцию «Копировать»

4. Зайдите в режим редактирования кампаний. Одну из них оставьте без изменений, в другие внесите корректировки согласно вашей гипотезе.

5. Подключите кампании к исследованию. Для этого откройте дополнительные настройки и найдите окно «Эксперименты».

Эксперименты в Яндекс Директе

Эксперименты в Яндекс Директе
Так выглядит раздел «Эксперименты»

6. Добавьте исследование, которое настроили в Аудиториях. Сохраните изменения.

Настроить тесты в Яндекс Директе

Настроить тесты в Яндекс Директе
Название исследования появится в настройках

7. Остановите исходную рекламную кампанию и запустите все копии. После окончания тестирования вы сможете увидеть собранную статистику в «Мастере отчётов». Подробнее об отслеживании результатов A/B-теста читайте в Справке.

Как AppMetrica помогает с тестами

AppMetrica — платформа для аналитики мобильных приложений. Позволяет тестировать различные гипотезы и внедрять изменения без обновления версий продукта. Как и Метрика, функционирует на базе технологий Varioqub и предлагает на выбор базовый бесплатный и расширенные тарифы.

В AppMetrica удобный и понятный интерфейс, который помогает проводить исследования без привлечения разработчиков. Чтобы запустить эксперимент, следует задать условия, выбрать метрики для анализа, а также внести изменения. В бесплатной версии можно проводить до двух A/B-исследований одновременно.

Настройки A/B-эксперимента в AppMetrica

Настройки A/B-эксперимента в AppMetrica
Настройка теста в AppMetrica похожа на аналогичные настройки в Метрике

Какие ошибки совершают при тестировании

Вот самые распространённые ошибки, которые можно допустить при тестах:

Одновременно сравнивать разные версии нескольких переменных. Например, тестировать сразу две версии главного офера и формы обратной связи. Такие исследования могут запутать и не показать прямых зависимостей. Важно в одном тесте проверять только один элемент.

Выбирать некорректные метрики. Такую ошибку совершают ещё на этапе формулировки гипотезы. Важно подбирать переменные и показатели, которые с большой вероятностью могут быть взаимосвязаны. Например, заголовок объявления и кликабельность.

Рано останавливать тест. Преждевременное окончание исследования может привести к неверным выводам. Чтобы этого избежать, дождитесь конца тестирования.

Бывают ситуации, когда на итоги сказываются различные обстоятельства: сезонность, инфоповоды, экономические спады. Чтобы исключить влияние этих факторов, рекомендуется проводить A/B-тесты не менее семи дней.

Тестировать гипотезы на слишком маленьком количестве пользователей. Недостаточный объём выборки приводит к результатам, которые не могут дать точное представление о поведении аудитории. Чтобы точнее рассчитать выборку, удобнее пользоваться специальными калькуляторами.

Другие статьи

Директ

Как оптимизировать кампании с помощью статистики

Как статистика в отчётах помогает рекламодателю получать максимум от кампании

Метрика

Как Метрика может помочь бизнесу

Узнайте, как Метрика помогает определить цели сайта и оценить, насколько эффективно он работает