2 дек
2025
Как партнёрства помогают бизнесам расти быстрее: исследование Яндекса и РБК
По данным Яндекса и РБК, лидеры рынка всё чаще делают ставку на рост через партнёрства. Большинство открыто к сотрудничеству с другими игроками и видит в совместных проектах потенциал для устойчивого развития бизнеса в будущем.
Почему партнёрства — это тренд и как они расширяют возможности компаний, рассказываем в материале.
Об исследовании
Исследование Яндекса и РБК — это комплексный анализ практики долгосрочных партнёрств между крупнейшими компаниями России.
Задачи исследования — определить роль партнёрств в стратегиях лидеров рынка, выявить ключевые факторы и определить динамику развития, а также оценить
бизнес-результаты, которые достигаются за счёт сотрудничества компаний.
База:
- Анализ 2 983 долгосрочных коллабораций и партнёрств, анонсированных крупнейшими компаниями России, по версии рейтинга РБК-500
- B2B-опрос 45 компаний из рейтинга РБК-500
Период: январь 2021 года — октябрь 2025 года.
Результаты исследования были представлены на Большом событии Яндекс Рекламы REKONFA Live 2025. Вы можете скачать презентацию с полной версией исследования.
В 2025 году долгосрочные партнёрские проекты реализует каждая вторая крупнейшая компания страны. А в 2026-м развивать уже существующие и запускать новые коллаборации планирует 61% опрошенных лидеров рынка.
Для 42% этот подход уже стал приоритетной стратегией развития бизнеса — вместо органического роста и сделок M&A.
Динамика вовлечённости в долгосрочные партнёрские проекты
С 2023 года число партнёрств, о которых объявляют лидеры рынка, растёт в среднем на 28% год к году. А в октябре 2025-го их количество уже на 26% превысило результаты прошлого года.
Такой тренд на сотрудничество заметен в большинстве отраслей. В особенности среди компаний, ориентированных на цифровые технологии и контент. В 2025 году в совместных проектах участвовали 9 из 10 представителей медиа, интернет-ресурсов, телеком- и IT-секторов. Кроме того, глубоко в коллаборации вовлечены игроки из индустрии финансов (6 из 10).
Самый быстрый рост участников партнёрств — в торговле. В этой сфере доля компаний, вступающих в альянсы и выстраивающих партнёрские отношения, за последние годы увеличилась на 22 п. п. Одновременно отрасль показала и самый значительный прирост по числу заключённых соглашений: в 2025 году их стало в 3,8 раза больше, чем в 2021 году.
Ключевые драйверы роста количества партнёрств
Среди основных причин, стимулирующих рост числа партнёрств, — усиливающаяся конкуренция, цифровизация экономики и курс на импортозамещение.
Другой важный фактор — возможность решать новые бизнес-задачи, которые требуют уникальной экспертизы, технологий, дополнительных человеческих, временных и других ресурсов.
Партнёрства как инструмент решения бизнес-задач
87% опрошенных лидеров рынка уверены: партнёрства взаимовыгодны. С их помощью компаниям удаётся решать широкий круг бизнес-задач. Аналитики Яндекса и РБК смогли выделить самые распространённые примеры, обобщить опыт лидеров рынка и описать, как работает этот инструмент и какой экономический эффект оказывает.
Доступ к инновациям
26% представителей бизнеса вступают в партнёрства ради доступа к технологиям, данным и экспертизе, которую сложно быстро нарастить внутри компании.
По мере ускорения цифровой трансформации значение таких альянсов только растёт. Компаниям нужно быстрее обновлять продукты, внедрять новые инструменты и обучать команды, поэтому они всё чаще объединяются с IT-игроками и отраслевыми экспертами.
С 2021 по 2025 год число таких партнёрств составило 59% от общего числа коллабораций, заявленных на рынке.
Создание новых продуктов и их ускоренный вывод на рынок
Ещё одна популярная задача — разработать и вывести на рынок новый продукт. Это также подтвердила каждая третья из опрошенных компаний.
Сроки разработки новых проектов в рамках партнёрств сокращаются более чем на 20% у трети компаний. Четверти бизнесов объединение компетенций и ресурсов позволило значительно ускорить вывод продукта на рынок, причём в 4 из 10 случаев — более чем на 30%.
Улучшение и создание нового клиентского опыта
31% опрошенных компаний заявили, что долгосрочные партнёрства помогли им создать новый или улучшить существующий клиентский опыт. В результате 75% из них смогли увеличить клиентскую базу, 67% — повысить доверие к бренду, а 50% — вырастить продажи.
За последние два года количество таких партнёрств на рынке удвоилось. Cегодня на них приходятся 18% от общего числа соглашений, анонсируемых топ-компаниями.
Решение маркетинговых задач и рост продаж
41% опрошенных компаний отметили, что партнёрства помогли им укрепить позиции на рынке, улучшить имидж и повысить узнаваемость бренда. А для трети сотрудничество стало источником дополнительной выручки: в четырёх из десяти случаев рост доходов превысил 20%.
Анализ партнёрств крупнейших компаний подтвердил эту тенденцию. Маркетинг и продажи — одна из трёх самых популярных областей для коллабораций: 37% партнёрств с участием лидеров рынка нацелены на достижение результатов именно в этой сфере.
При этом интерес бизнеса к сотрудничеству в этом направлении продолжает расти. В 2025 году число партнёрств в области маркетинга и продаж оказалось на 63% выше, чем в 2021 году.
Расширение клиентской аудитории
Кроме того, партнёрства позволяют увеличивать клиентскую базу. Привлечь новую аудиторию благодаря коллаборациям смогли 26% крупнейших компаний. Причём 40% из них увеличили число клиентов более чем на 10%.
Выход на новые рынки
Уход международных компаний стал «окном возможностей» для российского бизнеса: отечественные игроки начали целенаправленно использовать партнёрства для выхода в ниши, где раньше были сильны позиции западных брендов. Так, каждая пятая коллаборация (21%), запущенная с 2021 года по октябрь 2025 года, была направлена на расширение продаж.
28% опрошенных компаний отметили, что благодаря такому подходу смогли выйти на новые рынки. А ещё у 28% увеличилось число каналов продаж.
Оптимизация расходов
21% компаний рассказали, что за счёт партнёрств смогли повысить операционную эффективность бизнеса. Ключевыми факторами, которые помогли достичь такого результата, стали сокращение расходов на привлечение клиентов, использование совместной логистики и оптимизация операционных затрат.
При этом половина из этих компаний снизила производственные издержки более чем на 10% и сократила бюджет на привлечение клиентов на 30% и более.
Влияние партнёрств на динамику развития компаний
Бизнесы, участвующие в долгосрочных партнёрствах, развиваются заметно быстрее остальных. Коллаборационные проекты ускоряют рост их оборота в 1,7 раза. Так, в 2024 году крупные компании с оборотом выше 250 млрд рублей, которые работали в партнёрских проектах, увеличили его в среднем на 30,2%. У бизнесов, у которых не было таких проектов, прирост оказался значительно ниже — 17,3%.
Перспективы партнёрств
В 2025 году компании из сферы информационных технологий участвуют более чем в 20% долгосрочных коллабораций, в которых задействованы 500 крупнейших компаний России.
Ожидается, что такое внимание партнёрствам будут уделять и дальше, а значит, в ближайшие годы эта доля будет расти. 51% представителей крупного бизнеса продолжают быть заинтересованы в сотрудничестве с digital-игроками: онлайн-платформами и экосистемами, — а также игроками из сферы IT и телекома.
Тренд на сотрудничество лидеры рынка обсудили на круглом столе «Партнёрства как драйвер роста» на REKONFA Live.
Содержание дискуссии:
- Почему партнёрства становятся одним из главных драйверов роста и что это даёт клиенту: ответы лидеров рынка
- Как компании проходят путь к партнёрским проектам: от пилотов до win-win-win формулы
- Что отличает успешное партнёрство: про синхронизацию целей, метрик и культуру открытости
Перейти к нужному моменту
У микрофона: Евгений Соколов, директор по коммерции крупного бизнеса, Яндекс Реклама и Кирилл Токарев, шеф-редактор и ведущий, телеканал РБК
00:00:00 — ПАРТНЕРСТВА КАК ДРАЙВЕР РОСТА
00:00:37 — Создаем новую ценность для аудитории
00:03:00 — Собственная разработка, M&A или партнерство: как выбирается стратегия роста
00:05:12 — Доверие или договор?
00:08:00 — От гипотезы до четырехкратного роста транзакций
У микрофона: Ирина Лебедева, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности Т2 и вице-президент по продуктам массового рынка, Ростелеком и Дмитрий Рудских, коммерческий директор, МегаФон
00:09:55 — ТЕЛЕКОМ: КЛИЕНТ ВНУТРИ ЭКОСИСТЕМЫ И В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
00:10:34 — Как расти на зрелом рынке
00:15:28 — Мы видим друг в друге не только конкурентов
00:19:58 — «Рецепты» успешного партнерства
00:21:53 — Метрики здоровых отношений
00:24:09 — Экосистема без CAPEX
00:26:33 — На бумаге не остается только лишь бумага
У микрофона: Каролина Соколова, управляющий директор X5 Media и Сергей Куницин, лидер развития инноваций ВкусВилл
00:29:54 — РИТЕЙЛ: ПАРТНЕРСТВА НА СТЫКЕ ДАННЫХ, МЕТРИК И БИЗНЕС-ЭФФЕКТОВ
00:30:29 — Нужно ли убеждать топ-менеджмент в пользе партнерств
00:33:07 — Почему оживился рынок
00:35:12 — Как измерить эффективность партнерств
00:38:15 — Как создать антихрупкую бизнес-систему
00:45:19 — Сколько разворачиваются партнерства: неделя от идеи до принятия решения
00:46:46 — Что вы должны услышать в первые 5 минут диалога с потенциальным партнером?
00:50:06 — ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ КЛИЕНТА
00:50:27 — Win-win-win: когда выигрывают не только партнеры, но и клиент
00:50:55 — Вопрос о важности партнерств уже не стоит
00:52:31 — Как сделать партнерства стратегическими
00:54:11 — Культура сотрудничества vs общая цель
00:55:33 — «Летит, не летит»: норм или стрем?
00:57:47 — Без свободы ничего не получится