Что такое реклама
Реклама — это информация, которая привлекает внимание потенциальных клиентов к продукту, бренду или услуге. Она может быть разных форматов: от текстовых объявлений в интернете до плакатов на улице. Многие компании используют сразу несколько типов рекламы, чтобы охватить широкую аудиторию. Например, продвигаются на ТВ, в онлайн-медиа и у блогеров.
Цели и задачи
У рекламы могут быть различные цели и задачи:
- Повысить продажи. Реклама товаров и услуг стимулирует спрос. Простыми словами, она может побуждать купить конкретный продукт или воспользоваться услугой. Например, с помощью скидок или специальных предложений.
- Проинформировать потенциальных клиентов. Реклама рассказывает потребителям о продукте, его свойствах и преимуществах. Например, при продвижении смартфона могут говорить о мощном процессоре, нескольких камерах и оригинальном внешнем виде.
- Повысить узнаваемость. Узнаваемость — это то, насколько потребители знакомы с брендом. Обычно для такой рекламы устанавливают конкретную цель, которая ориентирована на количество показов потенциальной аудитории.
В такой рекламе обычно используют логотип, цвета бренда и запоминающиеся образы. У потенциального клиента выстраиваются положительные ассоциации с брендом. Кроме того, он может вспомнить название компании во время покупок. - Напомнить о бренде. Один из способов компаний взаимодействовать с покупателями, чтобы снова рассказать им о продуктах, услугах или ценностях компании. Такую тактику можно использовать, чтобы поддерживать связь с постоянными клиентами и побуждать их делать повторные покупки.
Ещё рекламу иногда нацеливают на людей, которые уже совершали действия на сайте — например, добавляли товары в корзину, но не купили их. Коммуникация с такими пользователями позволяет увеличить количество оформленных заказов.
По целям реклама делится на два вида:
- Перфоманс-маркетинг работает с существующим спросом и позволяет добиться конкретных показателей — например, по продажам и выручке
- Медийная реклама направлена на повышение узнаваемости и лояльности пользователей
Воспользуйтесь нашим чек-листом, чтобы эффективно настроить медийную рекламу.
Медийная и перфоманс-реклама помогают потенциальным клиентам двигаться по воронке продаж — так называют путь, который человек проходит от знакомства с компанией до покупки.
Каждый вид рекламы работает на разных этапах воронки. Например, медийная нужна, чтобы привлечь внимание пользователя, который ещё не знаком с брендом, а перфоманс-реклама поможет стимулировать его совершить покупку. Рассмотрим пример:
- Потенциального покупателя знакомят с брендом с помощью рекламной статьи.
- Через некоторое время тем, кто прочитал статью, показывают рекламный баннер с предложением перейти на сайт компании.
- На сайте пользователю предоставляют скидку — и он покупает товар.
- Если человек ничего не купил, ему снова показывают рекламу — например, рассказывают о выгодной акции.
Функции рекламы
Помимо целей и задач, рассмотрим четыре основные функции рекламы:
- Экономическая. Реклама создаёт спрос на товары и услуги, повышает объёмы продаж и стимулирует конкуренцию между производителями. Успешные компании создают рабочие места — и это способствует экономическому развитию общества.
- Социальная. Реклама влияет на общественное мнение, поэтому может информировать о социально значимых проблемах и повышать осведомлённость в таких вопросах, как образование, здоровье и безопасность. Например, к социальной рекламе относятся ролики о вреде курения и пропаганде здорового образа жизни.
- Маркетинговая. Реклама — составляющая маркетинга. Она помогает формировать и поддерживать имидж бренда, привлекать новых клиентов, удерживать существующих и повышать их лояльность.
- Коммуникационная. Реклама — один из способов общения между производителем и потребителем. Она помогает рассказать о продукте, установить контакт с потребителями, выявить их потребности и предпочтения — по сути, выполняет информационную функцию. Например, интерактивные кампании в социальных сетях позволяют потребителям взаимодействовать с брендом, задавать вопросы и делиться своим мнением.
Мы разобрали цели, задачи и функции рекламы, а теперь перейдём к её видам.
Виды рекламы
Есть множество критериев, по которым можно разделить рекламу на виды. Мы остановимся подробнее на каналах передачи:
Офлайн
Онлайн
- Контекстная реклама
- Таргетированная реклама
- Email- и смс-рассылки
- Размещение у блогеров
- Нативная реклама
- Тизерная реклама
- Медийная реклама
Далее расскажем о значении и роли рекламы разных типов.
Офлайн-реклама
Бывает медийной и немедийной.
Медийная реклама — это текстовые, звуковые, видео- и графические объявления. К этому типу относится:
- Телевизионная реклама — во время передач, шоу или специальных промоблоков.
- По радио — во время передач или в перерывах между ними.
- В прессе — газетах и журналах, включая объявления, рекламные статьи и вставки.
- Наружная реклама. Бывает outdoor, то есть на улице, например на вывесках или цифровых баннерах. А ещё indoor — в помещениях: ТЦ, магазинах, метро и других общественных местах.
Немедийная реклама распространяется локально. Это может быть:
- Печатная реклама — любые информационные материалы: флаеры, буклеты и каталоги. Их раздают промоутеры или покупатели берут на стойках сами.
- Офлайн-мероприятия — презентации, акции и промозоны.
- Мерч — сувенирная продукция с логотипом компании, например одежда, ручки и блокноты.
Офлайн-продвижение подойдёт разным категориям бизнеса. Чаще всего его используют, чтобы сформировать и поддержать имидж бренда, а также познакомить с компанией как можно больше потенциальных клиентов. Но бывают и офлайн-методы продвижения, которые помогают увеличить продажи. Например, листовки с промокодами на скидку.
Онлайн-реклама
У этого типа рекламы также есть несколько видов.
Контекстная реклама. Это объявления, которые отображаются на сайтах или в поисковой системе в соответствии с интересами, поведением или поисковым запросом пользователя.
Например, если пользователь ищет информацию о кроссовках, могут отображаться объявления от магазинов обуви или спортивных брендов. Публиковать такие объявления помогает Яндекс Директ — платформа для размещения контекстной рекламы в интернете.
Вот какие преимущества есть у контекстной рекламы:
- Привлекает целевую аудиторию, потому что направлена на пользователей, которые уже проявили интерес к определённой теме или продукту.
- Работает с уже сформировавшимся спросом, поэтому обеспечивает быстрый рост продаж.
- Привлекает пользователей на сайт — это помогает сформировать лояльную аудиторию.
- Повышает узнаваемость бренда и позволяет сформировать долгосрочные отношения с клиентом. Для повышения узнаваемости часто используется баннерная реклама — о ней рассказывали в статье.
Контекстная реклама делится на подвиды.
1. Поисковая. Отображается в результатах поисковой выдачи, когда пользователь пишет соответствующий запрос.
Подробнее о контекстной рекламе мы рассказывали в этой статье.
Таргетированная реклама в социальных сетях. Основана на данных о потенциальных клиентах, например возрасте, поле, местоположении, интересах, поведении в Сети. Их используют, чтобы настроить объявления коммерческой рекламы для конкретной группы людей.
Email- и смс-рассылки. Это способ массовой отправки электронных или смс-сообщений определённой группе получателей. Обычно компании их используют, чтобы проинформировать подписчиков о новостях, акциях, продуктах или услугах.
Нативная реклама органично вписывается в контекст канала, на котором она размещается, и выглядит не как платное размещение, а как обычная рекомендация. За счёт этого объявление не выглядит навязчиво — повышается вероятность, что аудитория его не пролистает.
Тизерная реклама — это короткие объявления, цель которых — привлечь внимание и вызвать интерес у зрителя. Тизеры не раскрывают сразу всю информацию о продукте или услуге, а интригуют и подталкивают пользователя кликнуть.
Регулировка рекламы
Государства контролируют рекламу на законодательном уровне, чтобы она отвечала интересам потребителей, а конкуренция между участниками рынка была честной. В России действует Федеральный закон «О рекламе» и другие правовые акты.
Вот несколько правил, которым должна соответствовать реклама:
- Продвигать разрешённые законодательством товары. Так, в России нельзя рекламировать рецептурные лекарства и табачные изделия.
- Содержать только достоверные сведения о продукте. Например, без оснований назвать свой товар «лучшим» нельзя. Если такое утверждение есть, рекламодатель обязан сослаться на исследование или рейтинг с доказательством.
- Не порочить конкурентов. Плохо отзываться о конкурирующей продукции запрещено.
- Иметь маркировку. С 1 сентября 2022 года маркировка объявлений в интернете обязательна: к каждой публикации нужно добавить пометку «Реклама» и уникальный код из букв и цифр с информацией о рекламодателе.
Советы по запуску рекламы
Вот несколько советов для успешного продвижения в интернете.
- Определите цели и ключевые показатели эффективности (KPI). Прежде чем начать кампанию, решите, чего вы хотите достичь. Это может быть увеличение продаж, узнаваемость бренда, привлечение трафика на сайт или даже всё вместе.
- Выберите KPI, которые помогут измерить эффективность кампании. Например, если хотите привлечь больше трафика, определите конкретное число пользователей, которые должны посетить сайт.
- Исследуйте целевую аудиторию. Определите её интересы, предпочтения, поведение в интернете и другие характеристики. Они помогут создать более эффективную кампанию.
Если у вас уже есть сайт, обезличенную информацию о посетителях и клиентах поможет получить Яндекс Метрика — система веб-аналитики. Предварительно нужно разместить специальный счётчик на сайте.
Если интернет-ресурса нет, но есть более 100 электронных почт или телефонов клиентов, используйте Яндекс Аудитории. Сервис проанализирует покупателей и составит их портрет.
- Выберите подходящие платформы и каналы. Исходя из ваших целей и характеристик аудитории, выберите подходящие платформы и каналы для размещения рекламы. Это может быть контекстная реклама, размещения в соцсетях или нативные посты у блогеров.
- Создайте привлекательное рекламное объявление. Сообщение должно быть ясным и релевантным для вашей целевой аудитории. Подчеркните преимущества вашего продукта или услуги и добавьте привлекательные изображения.
- Тестируйте и оптимизируйте. После запуска кампании тестируйте различные каналы, варианты объявлений и настройки аудитории. Это поможет определить, что работает лучше всего, и привлечь больше клиентов.
Быстро запустить продвижение поможет Мастер кампаний в Яндекс Директе. Он сам найдёт заинтересованную аудиторию для показа рекламы, предложит тексты и изображения для объявлений, а затем опубликует их в Поиске и Рекламной сети Яндекса.
Оценка эффективности рекламы
Вот несколько ключевых метрик и методов для оценки эффективности рекламной кампании:
- ROI — возврат инвестиций. В маркетинге это соотношение между прибылью и затратами на рекламу. Чем выше ROI, тем эффективнее ваша кампания. Подробнее об этом показателе рассказывали в статье.
- Конверсионные показатели, например стоимость конверсии, помогают понять, насколько успешно ваша кампания превращает посетителей в клиентов.
- Трафик и уникальные посетители позволяют оценить, насколько эффективно реклама привлекает новую аудиторию на ваш ресурс.
- Уровень вовлечённости. Такие признаки, как среднее время пребывания на сайте и количество просмотров страниц, позволяют определить, насколько аудитория заинтересована в продукте или услуге.
Оценить все эти показатели помогает Яндекс Метрика.
Чтобы отслеживать тренды интернет-рекламы, рекомендуем подписаться на наши телеграм-каналы: Яндекс Реклама и Яндекс Реклама | Обучение. А если хотите научиться запускать кампании самостоятельно и стать директологом или маркетологом, пройдите бесплатные курсы по Яндекс Директу для начинающих.