Кто такой директолог
Когда вы целенаправленно ищете что-то в интернете, то в поисковой выдаче можете увидеть объявления по запросу с пометкой «Реклама», а на некоторых сайтах встречаются объявления по вашим интересам. Это платные размещения, которые называют контекстной рекламой. Они могут быть в виде текста, изображения или видео. Но главное — они всегда показывают информацию пользователю в соответствии с его поисковым запросом, поведением или контентом страницы.
Рассмотрим на примере. Вы хотите купить продукты с быстрой доставкой на дом. Заходите в браузер и пишете в поисковой строке «продукты с быстрой доставкой москва». Система понимает ваш запрос и выдаёт список сайтов, где можно заказать еду с доставкой по Москве.
Среди списка сайтов в выдаче есть те, что попали туда органически, — они точнее всего соответствуют запросу. А есть сайты, которые оплатили размещение. Но и эти платные публикации нужно настроить правильно, чтобы их увидела подходящая целевая аудитория.
Создаёт, настраивает и запускает контекстную рекламу специальный человек — контекстолог. Ещё его называют директологом, потому что он работает с сервисом Яндекс Директ. С помощью этого инструмента специалист размещает рекламные объявления в поисковой выдаче Яндекса и на сайтах-партнёрах.
Что входит в обязанности директолога
Главная задача контекстолога — привлечь потенциальных клиентов на сайт бизнеса. Примерная схема его работы выглядит так:
Изучение продукта, целевой аудитории и конкурентов. Первым делом директолог общается с заказчиком, узнаёт больше о продукте и о том, кто его обычно покупает. Кроме того, он оценивает прямых конкурентов и смотрит, чем предложение заказчика отличается от других. Потом эта информация помогает специалисту составить текст объявления.
Сбор семантического ядра. На этом этапе контекстолог подбирает ключевые слова — запросы, по которым пользователи будут находить объявление. Они пригодятся при настройке рекламной кампании. Чем шире и глубже получится проработать семантическое ядро, тем большую часть аудитории можно охватить.
Например, пользователь хочет найти человека, который поможет настроить рекламу в Директе, и забивает свой запрос в браузер. Рекламные объявления показывают в том случае, если они подходят под то, что ищет пользователь.
Настройка рекламной кампании. Директолог самостоятельно подгототавливает объявление для размещения: придумывает цепляющий заголовок, пишет несколько вариантов текста с уникальными торговыми преимуществами продукта, добавляет ссылки на посадочную страницу. Если в команде клиента есть копирайтеры и дизайнеры, он может ставить задачи им. Всё это должно соответствовать запросам пользователей: чем больше будет совпадений, тем больше вероятность, что люди перейдут по объявлению.
После того как специалист написал креатив, он создаёт и настраивает кампанию в Яндекс Директе: указывает регионы и расписание показа объявления, выбирает стратегию показов, заполняет контактную информацию и добавляет уточнения.
Аналитика рекламной кампании. В обязанности контекстолога входит анализ статистики рекламных размещений: как часто люди кликают по объявлению и переходят на посадочную страницу, сколько клиентов потом покупают продукт. По результатам анализа, если нужно, директолог меняет настройки кампании или вносит корректировки в объявления.
Отчётность. Каждую неделю, месяц, квартал или год контекстолог обычно формирует отчёты для заказчика, в которых указывает результаты продвижения: какой бюджет потратили, сколько кликов получили и какое количество человек в итоге купило продукт. Отчётный период зависит от договорённостей с клиентом.
Какие навыки и инструменты нужны директологу
Чтобы реклама приводила клиентов и при этом бизнес экономил бюджет на продвижении, специалист по контекстной рекламе должен обладать определёнными навыками и знать основные инструменты для работы.
Ключевые навыки
Аналитические навыки. Контекстолог должен уметь анализировать ход и результаты рекламных кампаний, чтобы оптимизировать их или отказываться от неэффективных решений.
Стратегическое мышление. Помогает специалисту видеть ситуацию на несколько шагов вперёд и предугадывать результаты продвижения с учётом целей и потребностей заказчика.
Внимательность. Контекстолог работает с большим объёмом данных и отвечает за деньги заказчика. Если он забыл выставить нужные настройки в рекламном кабинете, то может потратить бюджет зря.
Критическое мышление. Мало просто уметь запускать и настраивать кампании. Важно ещё каждый раз отвечать себе на вопросы: «Для чего я это делаю?», «Что будет, если попробовать по-другому?».
Коммуникационные навыки. Нужны для того, чтобы доносить до заказчика важность того или иного решения. Например, объяснять, почему не стоит обещать в креативе 80% скидку, если на сайте её на самом деле нет.
Основные инструменты
- Яндекс Вордстат. Сервис, который показывает статистику по поисковым запросам и помогает подобрать ключевые слова для объявления.
- Яндекс Директ. Сама платформа для создания, настройки и запуска контекстной рекламы в Поиске или рекламных сетях.
- Яндекс Метрика. Система веб-аналитики, которая помогает посмотреть разные показатели, оценить эффективность продвижения и окупаемость вложений.
Сколько стоят услуги директолога и где искать специалиста
Специалисты по рекламе в Директе берут за свои услуги по-разному. Это зависит от опыта и типа занятости сотрудника. Чем больше у него опыта и успешных кейсов в портфолио, тем цена выше. Начинающие директологи обычно берут меньше.
Контекстолог может работать на полной или частичной занятости в одной компании, а может быть фрилансером и вести несколько проектов сразу. В первом случае зарплата будет ограничиваться окладом, который предлагает работодатель. Во втором же случае доход и нагрузку удастся регулировать самостоятельно.
Найти директолога или посмотреть стоимость услуг можно в нашем разделе специалистов по настройке Яндекс Директа. За запуск одной рекламной кампании цены варьируются от 4 000 до 85 000 ₽. Конечная цена зависит от задачи и объёма работ. Если вам нужен человек, который только настроит кампании, — это одна цена. А если вам нужен помощник на постоянной основе, то другая. Важно заранее обговорить с контекстологом список задач и объём работ.
Все исполнители попадают в раздел только после того, как продемонстрируют навыки настройки и ведения рекламных кампаний. Для этого они проходят сертификацию по Директу, собеседование с экспертами Яндекс Рекламы и подтверждают свой опыт успешными кейсами.
Где учиться на директолога
Директолог — относительно новая профессия, и ей пока не обучают в учебных заведениях. Но можно пройти бесплатные курсы, чтобы освоить работу с контекстной рекламой в Директе.
Курс для начинающих «Яндекс про Директ: основы». Бесплатное обучение для тех, кто ещё не работал с Яндекс Директом и не настраивал рекламных кампаний. Состоит из трёх частей:
- Продвижение с помощью performance-маркетинга (29 уроков)
- Продвижение мобильных приложений (10 уроков)
- Продвижение с помощью медийной рекламы (9 уроков)
На курсе узнаете, как запускать и настраивать рекламу в Директе с нуля. Познакомитесь с разными инструментами. Научитесь оценивать эффективность рекламы.
Продвинутый курс «Яндекс про Директ: для специалистов». Бесплатное обучение для тех, кто хочет стать профессионалом в настройке контекстной рекламы и использовать все возможности Директа. Программа состоит из 10 модулей, обучение занимает примерно 10 часов.
На курсе узнаете, как работать с семантическим ядром в поисковых кампаниях. Углубитесь в аналитику в Директе и Метрике. Научитесь масштабировать настройку рекламных кампаний.
После каждого обучения вы можете подтвердить свои компетенции, пройти тестирование и получить именной сертификат.
Чтобы узнавать больше о Директе и быть в курсе актуальных изменений, можно смотреть вебинары с экспертами Яндекс Рекламы и изучать материалы в статьях.
Как стать востребованным директологом
Чтобы стать профессионалом, с которым хотят работать заказчики, после обучения можно пойти несколькими путями:
Создать свой проект и работать на фрилансе. Вы можете оказаться первым кейсом в своём же портфолио. Для этого понадобится сайт и 15 000–20 000 ₽ для тестирования разных гипотез. Ваша задача — привлечь потенциальных клиентов на сайт. Продавать что-то для этого необязательно — достаточно, чтобы пользователи оставили электронную почту. После этого можно предлагать свои услуги за небольшую цену заказчикам и пополнять портфолио дальше.
Устроиться на стажировку в агентство. Если вы изучили основы контекстной рекламы и знаете, как работать с Директом и Метрикой, можно попробовать устроиться на практику в небольшое агентство. Укажите в резюме, что вы можете делать, и разошлите его разным компаниям. Если покажете свою мотивацию — сможете наработать опыт и портфолио на реальных проектах. А после стажировки, возможно, останетесь в компании.
Ещё раз о главном
- Директолог — это специалист по контекстной рекламе, который работает в сервисе Яндекс Директ.
- Перед запуском кампании директолог изучает продукт, целевую аудиторию, конкурентов заказчика, собирает семантическое ядро и готовит текст креатива. В процессе анализирует статистику размещения и с разной периодичностью предоставляет отчётность заказчику.
- Основные инструменты директолога: Яндекс Вордстат, Яндекс Директ и Яндекс Метрика. Главные навыки, которыми он должен обладать: аналитичность, стратегическое мышление, внимательность, критический подход и навыки коммуникации.
- Стоимость услуг контекстолога варьируется от 4 000 до 85 000 ₽. Найти профессионалов можно в разделе «Специалисты по настройке Яндекс Директа».
- Чтобы стать востребованным профессионалом, можно пройти бесплатные обучающие курсы Яндекса и получить именной сертификат.