Почему детальная разметка данных так важна для качественной аналитики
Яндекс Метрика собирает множество базовых событий на сайтах. Но в зависимости от специфики бизнеса и его задач для глубокого анализа маркетинговых активностей и поведения пользователей могут понадобиться дополнительные данные.
Например, маркетологу интернет-магазина важно знать, какие товары чаще добавляют в корзины, откуда приходят самые платёжеспособные пользователи и как меняются объёмы продаж в разных категориях во время промоактивностей или по сезонам. А владелец сайта, посвящённого обучающим курсам, будет больше заинтересован в данных о количестве целевых визитов и заявок, доле оплаченных курсов, об оценке промежуточного прогресса и показателе доходимости.
Передавать в Метрику необходимые конкретно вам данные позволяет разметка. Чем подробнее размечены события, тем выше детализация данных в отчётах, что в итоге влияет на точность формулируемых гипотез и принятия решений. Поговорим об особенностях разметки разных типов данных.
Данные по целям
Цели позволяют отслеживать ключевые действия посетителей на сайте, оптимизировать под них рекламу с оплатой за достижение цели (CPA), настраивать ретаргетинг в Директе и Аудиториях, оценивать эффективность привлечения, активации и удержания пользователей.
В Метрике доступны разные типы целей, часть из которых создаётся автоматически. К автоматическим целям относятся, например, «Клик на телефон», «Переход в мессенджеры» или «Отправка формы».
Используйте цель «Клик на телефон», чтобы отслеживать клики по номеру на сайте. Кроме того, можно настроить скрытие номера, чтобы точнее подсчитывать звонки с десктопов. Цель «Клик по кнопке» покажет, сколько нажатий по кнопкам совершено. Чтобы создать такую цель, перейдите из Метрики на свой сайт и выберите нужную кнопку. Подробности в нашей статье.
Для создания этих целей не нужно вносить правки в код сайта, их можно легко настроить и использовать без помощи разработчика. А для целей, имеющих понятный коммерческий эффект, можно указать доход — такая разметка позволит оценивать в деньгах эффективность маркетинга.
Если на вашем сайте настроен коллтрекинг и он интегрирован с Метрикой, вам доступна цель «Звонки». С её помощью вы получите статистику по разным категориям звонков: всем, только уникальным или звонкам длительностью больше 30 секунд.
Информация о достижении некоторых целей, например заполнения формы, передаётся в Метрику с помощью JavaScript. Для работы с целями этого типа потребуется внести изменения в код сайта.
Если вы хотите отслеживать одно и то же действие в нескольких местах, создайте одну цель типа JavaScript-событие и вызывайте метод reachGoal с идентификатором этой цели каждый раз, когда она достигнута. Будет полезно, например, когда одна и та же форма вызывается из разных мест на странице.
Если у вас несколько разных событий, создайте отдельную цель для каждого события, задайте для каждой из них собственные идентификаторы и отслеживайте отдельно.
Грамотная разметка позволяет не только получать больше данных, но и избежать ошибок в работе целей. Например, одной из распространённых ошибок при использовании метода reachGoal в формах является установка цели на событие onclick. В итоге цель достигается при нажатии кнопки, а не при успешной отправке формы.
Чтобы цель достигалась именно при отправке формы, установите её на событие, отвечающее за отправку формы. Чаще всего это событие onsubmit.
Код с ошибкой
<form action="" method="POST" type="submit">
<input name="name" placeholder="Ваше имя" required>
<input type="email" name="mail" placeholder="Ваш email" required>
<input type="button" onclick="yaCounterXXXXXX.reachGoal('form2'); return=true;" value="Отправить">
</form>
Корректный код
<form action="" method="POST" type="submit" onsubmit="yaCounterXXXXXX.reachGoal ('form1')">
<input name="name" placeholder="Ваше имя" required>
<input type="email" name="mail" placeholder="Ваш email" required="Введите ваш email">
<button>Отправить</button>
</form>
Проверить корректность работы цели поможет инструкция.
Данные о расходах на рекламу
Чтобы получить полное представление о том, какие рекламные источники приносят наилучшие результаты, недостаточно просто сравнить доход от продаж. Важно оценивать и окупаемость каналов. Метрика отражает данные о расходах на рекламу, о рентабельности, об уровне конверсии и других показателях по нескольким рекламным источникам в одном отчёте.
Данные о рекламных расходах в Директе передаются в Метрику автоматически.
Чтобы работать с максимально полными данными, настройте передачу статистики из других рекламных систем в Метрику — это делается в пару кликов в разделе «Интеграции». Кроме того, данные о расходах можно загружать в Метрику и вручную. Так вы сможете использовать в аналитике информацию о продажах в любых каналах.
Какой бы способ вы ни выбрали, он будет работать, только если данные корректно размечены UTM-метками.
Данные о продажах на сайте
Для качественной аналитики ecommerce-сайтов мало отслеживать их посещаемость. Важно понимать, как пользователи взаимодействуют с товарами и что покупают, как меняется спрос в разных условиях. Для этого в Метрике есть опция «Электронная коммерция».
Преимущества:
- Узнайте, откуда приходят покупатели с самым высоким чеком, какой путь они проходят до покупки на сайте и в каких каналах чек значительно ниже среднего
- Отслеживайте детальную статистику по покупкам отдельных товаров, брендов и категорий
- Следите прямо в Метрике за выручкой и средней стоимостью заказа ваших товаров в Маркете
- Получите доступ к данным Яндекс Маркет Аналитики и следите, как меняются продажи в вашей тематике в зависимости от сезона и географии
Полученные данные помогут настроить рекламу в Директе, чтобы:
- Платить не за клики по объявлениям, а за продажи
- Напоминать посетителям о просмотренных товарах и возвращать их за покупкой
- Расширять аудиторию за счёт пользователей, похожих на ваших лояльных клиентов
- Усиливать эффект от рекламных форматов, например от смарт-баннеров
Как настроить
Чтобы передавать в Метрику данные о событиях электронной коммерции, включите опцию в интерфейсе и обновите код счётчика на всех страницах сайта. Скопируйте код и убедитесь, что он содержит строку dataLayer.
У Метрики совместимый с Google формат передачи данных. Поэтому, если на вашем сайте уже настроена расширенная электронная торговля Google Analytics или «Электронная торговля» (GA4), в том числе через Global Site Tag, данные начнут поступать автоматически.
Если нет, настройте передачу данных через JavaScript API с помощью соответствующей разметки.
Для каждого действия сформируйте ecommerce-объект и поместите его в контейнер данных — по умолчанию это dataLayer.
Общий код отправки ecommerce-объекта в контейнер данных выглядит так:
Замените параметр <actionType> в коде отправки на определенный тип действия:
- detail — просмотр полного описания (карточки) товара
- add — добавление товара в корзину
- remove — удаление товара из корзины
- purchase — покупка
Через несколько часов после первой передачи данных проверьте, что они появились в Метрике. Для этого перейдите в Метрику и откройте «Отчёты» → «Стандартные отчеты» → «Электронная коммерция».
Если ваш сайт работает на CMS WordPress, OpenCart или Bitrix, вы можете подключить электронную коммерцию с помощью официальных плагинов Метрики. Дополнительная разметка для этого не требуется. К тому же некоторые CMS добавляют разметку электронной коммерции автоматически, например Tilda и InSales.
Также информация о взаимодействии посетителей с товарами будет доступна в Метрике без дополнительных настроек, если у вас есть Турбо-страницы, сформированные с помощью YML-файла, или если вы партнёр Яндекс Маркета и у вас есть страница магазина. Подробности в Справке.
Данные из CRM
Загружайте данные из других рекламных систем и своей CRM, чтобы строить сквозную аналитику в Метрике. С её помощью вы получите комплексную картину влияния разных источников на выручку и сформируете сегменты аудиторий для рекламы в Директе.
Вы можете передавать в Метрику любую информацию о клиентах, с которыми работаете, а также данные о заказах и товарах. Эта статистика дополнит данные Метрики о посетителях и визитах на сайте.
Какие возможности открывает передача данных из CRM:
- Сравнивать окупаемость и эффективность рекламных каналов в отчетах «Источники, расходы и ROI» и «Источники заказов»
- Исключать из статистики неоплаченные или тестовые заказы
- Оптимизировать рекламу в Директе по оплаченным заказам
- Платить только за подтверждённые заказы. Для этого нужно выбирать стратегию Директа с оплатой по фиксированной цене
- Использовать при настройке рекламы сегменты аудитории, автоматически созданные на основе статистики покупок именно ваших клиентов
В Метрике уже доступна интеграция с amoCRM. Передавать данные других CRM-систем можно по API.
Как данные из CRM привязываются к визитам
Метрика привязывает информацию из CRM к последним визитам посетителей. Параллельно алгоритмы анализируют статусы заказов. Поэтому, как только данные из CRM обновляются, статусы заказов тоже меняются, а статистика по ним пересчитывается. Например, если Метрика получила данные о сформированном, но ещё не оплаченном заказе, то он получит статус «В работе». Статистика по нему появится в отчёте «Источники заказов». После оплаты заказа данные по нему обновятся в отчёте.
После передачи данных Метрика автоматически создаёт цели «Заказ создан» и «Заказ оплачен». Эти данные не обновляются одновременно с изменением статуса. Метрика учитывает каждую фиксацию заказа в определённом статусе. Например, заказ был сформирован и передан со статусом «Создан» — учтена цель «Заказ создан». Клиент оплатил заказ и передан обновлённый статус — учтена цель «Заказ оплачен».
Как подготовить данные
Метрика привязывает данные из CRM к данным о посетителях и визитах на сайте. Чтобы Метрика могла точнее связывать данные, используйте любой из трёх идентификаторов — телефон, email или идентификатор ClientID. Кроме того, идентификатор позволит использовать информацию о клиентах и заказах из CRM для оптимизации рекламы в Директе на создание или оплату заказа и для сравнения эффективности рекламных каналов.
Чтобы использовать ClientID:
- Получите идентификаторы с помощью метода getClientID
- Сохраните их в вашей CRM
Данные о визитах и посетителях
Чтобы обогатить автоматически собираемую статистику Метрики данными о конкретных действиях и пользователях, которые их совершают, используются параметры визитов и посетителей.
Параметры визита помогают Метрике связать с визитом произвольный набор данных. К примеру, с их помощью вы можете отследить статистику по заказам определённых товаров или по действиям пользователей, авторизованных на сайте.
Данные о визитах помогают:
- Проводить A/B-тестирование и отслеживать конверсии по цели
- Собирать статистику о поведении авторизованных и неавторизованных посетителей
- Узнавать, на какой странице сайта посетители чаще достигают цели
Как устроена разметка данных о визитах
Параметры визитов передаются в хранилище счётчика с помощью JavaScript API и указываются в параметре params. Чтобы передавать параметры визита во время просмотра сайта, используется метод params либо необязательный аргумент методов extLink, file, hit, reachGoal.
Параметры визитов передаются в виде JavaScript-объекта или массива.
Вы можете передавать произвольные параметры визита в параметре parameters или в параметрах метода отправки целей. Метрика обрабатывает данные как JavaScript-объекты: название поля и уровень его вложенности интерпретируются как имя параметра и его уровень соответственно.
Значение поля обрабатывается с учётом его типа:
- Объект — для каждого ключа объекта создаётся ветвь дерева, и для каждого значения алгоритм вызывается рекурсивно
- Строка — вычисляется количество случаев, когда встречается каждое различное значение строки
- Число — вычисляется суммарное и среднее значение всех чисел
- Массив — создаётся ветвь дерева [Параметры], вычисляется количество случаев, когда значение является массивом, и алгоритм вызывается рекурсивно для каждого элемента массива
- True, false или null — вычисляется количество случаев, когда встречается каждое такое значение
Показатели, которые вычисляются при обработке данных, являются метриками. Статистика по переданным параметрам визитов доступна в отчёте «Параметры визитов». Эти же данные подойдут в качестве условий при создании сегментов в других отчётах Метрики.
В отличие от параметров визитов, которые позволяют отслеживать действия пользователей, параметры посетителей помогают собирать характеристики посетителей, которые не меняются от визита к визиту.
Данные по посетителям помогают:
- Собирать статистику по типам посетителей
- Отслеживать статистику по данным из форм на сайте
Как устроена разметка данных о посетителях
Метрика привязывает переданные вами параметры к посетителям сайта с помощью идентификаторов ClientID и UserID. Параметры соотносятся с визитами посетителей, которые заходили на сайт в течение 90 дней до отправки данных в Метрику.
Статистика доступна в отчёте «Параметры посетителей» или «Параметры визитов».
Метрика автоматически присваивает ClientID каждому уникальному посетителю сайта. Анонимный идентификатор определяет браузер, в котором посетитель просматривает сайт. Поэтому, если пользователь заходил на сайт из двух разных браузеров, в Метрике будут зафиксированы два разных ClientID. Параметры пользователей позволяют устанавливать отдельные свойства для каждого из них.
Также вы можете присваивать посетителям собственные идентификаторы и передавать их в Яндекс Метрику в качестве UserID.
Эти идентификаторы передают параметры посетителей, помогают отслеживать офлайн-конверсии, а еще группировать и сегментировать аудитории. Передавать параметры посетителей в Яндекс Метрику можно несколькими способами:
- Во время посещения сайта
- С помощью CSV-файла в любой момент времени
В свою очередь, параметры посетителей передаются в Метрику с помощью JavaScript API. Чтобы отправить параметры в произвольный момент времени, используйте метод userParams.
Данные будут связаны с ClientID только для тех посетителей, во время посещения которых был вызван метод userParams.
Передавать в Метрику данные, собранные после того, как посетитель ушёл с сайта, можно через CSV-файл. В этом случае обязательными полями для передачи данных будут:
Чтобы передавать иерархическую структуру параметров, используйте символ «.». Например: client.demography.age.
Максимальное количество символов в полях, которое отображается в отчётах Яндекс Метрики:
- key — 255
- value — 50
Используйте разметку исходя из особенностей и задач вашего бизнеса, чтобы получить дополнительные, более детальные данные для аналитики рекламы и пути пользователя на сайте. Если у вас есть вопросы о разметке данных в Метрике, обращайтесь в чат службы поддержки.