Спецоператоры — это специальные символы, которые можно добавлять к ключевым фразам. Они позволяют определять тип соответствия ключевой фразы тому запросу, который вводит пользователь.
Мы рассмотрим основные спецоператоры:
- + (плюс). Принудительно учитывает предлоги, местоимения и другие так называемые стоп-слова, которые обычно игнорируются поисковой системой из-за слишком высокой частотности.
- » " (кавычки). Позволяют показывать рекламу только тем пользователям, чей поисковый запрос почти совпадает с ключевой фразой — то есть в нём используются те же слова, но, возможно, в другом порядке и в других формах. При этом стоп-слова учитываются.
- ! (восклицательный знак) строго закрепляет написание слова из ключевой фразы ровно в том виде, как она использована в рекламной кампании.
- [] (квадратные скобки) фиксируют порядок слов в поисковом запросе. Как в случае с кавычками, стоп-слова учитываются.
Подробное описание основных спецоператоров есть в помощи по Директу (всех, кроме квадратных скобок. Они работают для очень маленького круга рекламодателей и при этом часто становятся причиной ошибок в других кампаниях. Поэтому в рамках эксперимента мы рассказывали о них поменьше).
Есть противопоказания
Со всеми спецоператорами следует руководствоваться принципом «не навреди». Если вы не знаете, зачем вам нужен спецоператор, не используйте его. Иначе можно столкнуться с ситуацией, когда в вашей рекламной кампании будет крайне мало показов — а значит, мало будет и кликов, и целевых действий.
Допустим, мы занимаемся продажей квартир в Клину. И у нас есть рекламная кампания с объявлением:
Здесь использованы и плюс, и кавычки и восклицательный знак. И все — напрасно. Главный риск в работе со спецоператорами — «отсечение» части целевой аудитории. Чтобы оценить объём аудитории (т.е. количество показов) по тому или иному запросу, обратимся к инструменту «Подбор слов».
В таблице видно, что использование спецоператоров привело к существенным потерям охвата аудитории.
Оператор! зафиксировал словоформу <купите>, по которой вообще нет показов. В основном пользователи в запросах используют нормальную форму слова, то есть <купить>. Всего у этого слова 49 разных словоформ (купите, куплю, купят, купи и т. д.). А ! фиксирует лишь одну.
Оператор » " зафиксировал слова, предлоги и их количество в запросе. Словоформы при этом не фиксируются. И отсёк такие целевые запросы, как <купить однокомнатную квартиру в клину>, <однокомнатные квартиры клин>, <цены на однокомнатные квартиры в клину> и т. д.
Оператор + зафиксировал обязательное наличие предлога <в> в запросе пользователя. Это отсекло показы по запросу <двушки клин>, <купить двушки клин> и т. д.
Конечно, не все показы по словам без спецоператоров можно отнести к целевым, но вместо того, чтобы сокращать охват в 10 раз оператором » ", эффективнее использовать минус-слова. Кстати, - (знак «минус») — тоже разновидность спецоператоров, но у него — своя специфика. Поэтому минус-слова мы подробно разберём в отдельной статье.
Когда без спецоператоров не обойтись
Иногда спецоператоры необходимы. Например, есть слово <кий> со словоформами <киев> и <кия>. И чтобы не попасть в ситуацию, когда по запросу <купить кий> вы показываете рекламу автомобилей, нужно использовать оператор !. Тогда ключевая фраза будет выглядеть так — <купить! Кия>.
Рассмотрим ещё один пример. Представим, что мы продаём питьевую воду с доставкой на дом. В этом случае ключевая фраза <вода на дом> выглядит вполне уместно. Но тут себя проявляет всё многообразие великого и могучего русского языка. Оказывается, что просто поменяв слова местами, мы получаем уже совсем другой запрос: <дома на воде>. А этот поисковый интерес уже совершенно из другой области — строительство плавучих домов на воде. Однако рекламная выдача полностью посвящена доставке воды:
Если бы мы рекламировали именно дома на воде, все было бы достаточно просто — мы бы закрепили нужное нам написание — <дома +на! воде>. Но что делать, когда нам нужно исключить ненужное написание запроса? Здесь на помощь приходит комбинация минус-слов и спецоператоров. В нашем случае эту задачу можно решить так:
<вода +на дом -!воде>
И, наконец, есть запросы почти целиком из стоп-слов — например, <одни из нас игра>. Без спецоператора система просто не поймёт, что тут нужно учесть все четыре слова, а не только последнее. И показы будут идти по слишком широкому запросу <игра>. Чтобы этого не произошло, такой запрос обязательно нужно заключить в кавычки: «одни из нас игра».
Оператор [квадратные скобки]
Про этот оператор стоит рассказать отдельно. Его главное назначение — навигационные запросы с указанием определённого направления. То есть он позволяет отделить аудиторию, которая хочет поехать <из Москвы в Париж> от тех, кто направляется <из Парижа в Москву>. Очевидно, что данный оператор имеет смысл использовать бизнесам по продаже ЖД и авиабилетов, доставке товаров и грузов, пассажирским перевозкам:
Чтобы сделать отдельное предложение по направлению Париж-Москва, нам понадобится отдельное объявление. А в идеале — и с подходящей посадочной страницей именно про перелёт из Парижа в Москву.
Так же, как и оператор » «, квадратные скобки фиксируют заключенные в них стоп-слова, но не фиксируют написание словоформ. При использовании квадратных скобок показы будут, если в запросы добавлены какие-либо слова до или после ключевой фразы, но не внутри неё (между словами, которые зафиксированы скобками). Именно поэтому мы отдельно выделили запрос
<Авиабилеты [из Парижа в Москву]>
Выводы:
- Спецоператоры стоит использовать с осторожностью — и только в тех случаях, когда вы понимаете, что это необходимо для точного таргетирования на свою целевую аудиторию.
- Даже со спецоператорами не всегда можно на 100% попасть в целевую аудиторию. И тогда необходимо выбрать наименьшее из двух зол — «отсечь» часть нужных пользователей или показывать объявления не самой целевой аудитории.
- Используйте инструмент «Подбор слов» для проверки эффективности использования спецоператоров.
- Спецоператоры можно комбинировать друг с другом для решения сложных задач по выделению целевой аудитории.
- Оператор квадратные скобки [] работает для тематик «путешествия» и «перевозки», где необходимо отделять разные направления друг от друга.
А как вы работаете со спецоператорами? Поделитесь интересными примерами в комментариях — и, конечно же, задавайте любые вопросы.
Другие практикумы по Директу:
- Как ускорить настройку кампаний с помощью #шаблонов#
Поделитесь материалом в соцсетях