Обновлено 9 октября, 2024

Какой должна быть структура сайта

Один из основных этапов создания интернет-магазина, блога или другого веб-ресурса — это разработка структуры сайта. Именно она определяет расположение и взаимосвязь всех элементов ресурса. Рассказываем, почему структура играет большую роль и как её составить.

Что такое структура сайта и почему она важна

Структура сайта — это иерархия страниц, разделов и подразделов сайта, взаимосвязи между ними. Допустим, в интернет-магазине мебели есть раздел «Мебель для дома». В нём находятся подразделы «Стулья» и «Кресла», а внутри них — карточки отдельных товаров, например красного стула.

Пример структуры сайта

Пример структуры сайта

Так может выглядеть структура каталога в мебельном интернет-магазине

Важно, чтобы структура сайта была логичной. Тогда пользователям будет удобно ориентироваться на вашем ресурсе: они легко найдут нужную статью или товар.

Также структура может влиять на индексацию. Подробнее об этом мы рассказали в статье «Индексация сайта: зачем нужна и как ускорить».

Какой бывает структура сайта и от чего она зависит

Обычно выделяют четыре основных вида структуры, которые отличаются сложностью и уровнями вложенности. Вот какой может быть схема сайта:

Линейная. Страницы открываются последовательно одна за другой. Первая связана со второй, вторая — с третьей и так далее. При этом все ссылаются на главную.

Линейная схема сайта

Линейная схема сайта

В линейной структуре пользователь видит страницы друг за другом

Линейная с ответвлениями. Похожа на обычную линейную. Отличие в том, что у некоторых страниц могут быть свои ветки, которые тоже идут последовательно.

Линейная схема сайта с ответвлениями

Линейная схема сайта с ответвлениями

Линейная структура с ответвлениями — это последовательные разделы, внутри которых вложены страницы

Блочная. Все страницы равнозначны и связаны между собой.

Блочная схема сайта

Блочная схема сайта

В блочной структуре с каждой страницы можно перейти на любую другую

Древовидная. В этой структуре есть главная, с которой можно перейти в разделы, а из них — в более мелкие подразделы.

Древовидная схема сайта

Древовидная схема сайта

Древовидная структура — самая сложная: с ней можно сделать вложенность любой глубины

Структуру нужно выбирать в зависимости от объёма информации, который планируется на сайте. Чем её больше, тем шире должна быть иерархия — это поможет организовать данные.

Для одностраничных сайтов. Такие сайты обычно состоят из одной посадочной страницы — лендинга. Это самый простой вариант, который удобен для запуска акции, продажи конкретного товара, регистраций на мероприятие. Часто лендинги создают, чтобы вести на них пользователей с контекстной рекламы — запустить её можно в Яндекс Директе.

Для сайтов-визиток. Содержат несколько разделов, например «Главная», «Контакты», «О нас», «Отзывы». Внутри разделов структура обычно простая — нет других страниц, на которые можно перейти. Такой вариант подойдёт, если нужно рассказать клиентам, потенциальным сотрудникам и партнёрам основную информацию о компании. Для сайта-визитки можно выбрать линейную структуру или линейную с ответвлениями.

Для многостраничных сайтов. Это блоги, медиа, интернет-магазины. У таких ресурсов сложная структура: несколько разделов, подразделов, страниц или карточек товаров внутри них. В случае с многостраничником необходимо продумать иерархию на начальных этапах, иначе организовать контент и вносить изменения будет сложно. Подойдёт блочная или древовидная структура.

Что учесть при создании структуры сайта

Создание структуры сайта подразумевает соблюдение определённых принципов. Они помогут сформировать иерархию разделов так, чтобы пользователи без проблем ориентировались на сайте, а поисковые роботы полностью проиндексировали ресурсы.

Структура должна отвечать продуктовым требованиям. Например, если создаёте интернет-магазин, продумайте порядок расположения страниц каталога с подразделами, карточек товаров, формы заказа, информации об оплате и доставке.

Следите, чтобы структура позволяла разместить все посадочные страницы под нужные поисковые запросы. Страницы должны содержать всю информацию, важную для пользователя, и отвечать на его запросы.

Например, если вы видите, что люди часто ищут стулья для кухни, вы можете создать отдельную страницу на эту тему. Главное, чтобы вам было что предложить на ней пользователям: создание бесполезных страниц может только ухудшить позицию в результатах Поиска.

Узнать, какие запросы интересны вашей целевой аудитории, поможет сервис «Подбор запросов и анализ рынка».

Пример данных в Яндекс Вебмастере

Пример данных в Яндекс Вебмастере

Посмотреть запросы можно в Яндекс Вебмастере*

* Интерфейс сервиса может отличаться от изображения

Используйте для страниц названия, которые отражают содержимое. Если продаёте товары из узкого сегмента, не используйте более широкие наименования с целью охватить больше покупателей. Например, продаёте кресла-мешки — применяйте только названия, относящиеся к этой категории, а не «Мягкая мебель».

Поддерживайте чёткую ссылочную структуру. Каждый документ должен относиться к своему разделу. Учтите, что пользователи могут начать изучать веб-сайт с главной страницы. Навигация должна позволять быстро сориентироваться в структуре ресурса, а URL должен давать представление о содержании страницы.

Ограничьте индексирование служебной информации. Чтобы не тратить ресурсы робота впустую, исключите технические страницы из индексирования с помощью файла robots.txt или с помощью метатега robots со значениями none, либо закрыв по паролю.

Избегайте дублей. Это страницы с похожим или одинаковым контентом. Из-за них сайт может медленнее индексироваться, потому что робот тратит время, чтобы обойти дубли. «Склеить» такие страницы с основными или скрыть можно через директивы Clean-param, canonical. Подробнее об этом читайте в разделе «Советы по оптимизации» Вебмастера.

Используйте инструменты, которые помогут роботу найти страницы. Если на сайте есть документы, на которые не ссылаются другие его страницы или сторонние сайты, робот может никогда о них не узнать, и они не будут отображаться в Поиске. Решить эту проблему помогут:

  • Sitemap — файл со ссылками на страницы сайта, который сообщает поисковым системам об актуальной структуре сайта
  • IndexNow — протокол, который позволяет информировать поисковые системы о последних изменениях на сайте
  • Обход по Метрике — сервис, с которым поисковые роботы быстрее замечают и обходят сайт

Как сформировать структуру сайта по этапам

Пошаговая инструкция поможет создать структуру сайта, которая будет соответствовать целям и запросам бизнеса.

Шаг 1. Проанализируйте конкурентов. Изучите сайты компаний из вашей ниши. Обратите внимание на то, как выглядит структура их ресурсов: количество страниц, глубина вложенности.

Шаг 2. Соберите семантику. Составьте список ключевых фраз, по которым сайт должен ранжироваться в Поиске:

  • С помощью Яндекс Вордстата — сервиса по анализу семантики.
  • Также поможет инструмент «Подбор запросов и анализ рынка» в сервисе Яндекс Вебмастер. Там вы можете посмотреть все вложенные и дополнительные запросы по интересующим вас ключевым словам, оценить их по конкурентности, спросу и количеству кликов. А ещё посмотреть сайты и страницы конкурентов с этими фразами.
  • Узнать, по каким запросам сайт уже отображается в Поиске, можно с помощью инструмента «Мониторинг запросов». Аналитика основана на данных Яндекса.

Подробнее о сборе семантического ядра и работе в Яндекс Вордстате мы рассказали в статье «Подбираем ключевые фразы».

Шаг 3. Сформируйте иерархию. На основе конкурентов и семантического ядра продумайте, какие страницы должны быть на ресурсе. Определитесь, в какой последовательности они будут выстроены. Составить структуру можно в таблице, а затем перенести на сайт.

Шаг 4. Проверьте URL-адреса. Проследите, чтобы они были корректными и читаемыми.

Шаг 5. Добавьте элементы навигации и настройте перелинковку. Создайте меню на всех страницах, добавьте «хлебные крошки».

Используйте дополнительные ссылки для связи страниц между собой, чтобы пользователи и роботы поисковой системы могли логично переходить из одного раздела в другой. Например, в интернет-магазине в карточки товаров можно добавить меню «Похожие» и «С этим часто покупают», где будут отображаться позиции, которые потенциально заинтересуют пользователя. А в медиа в конце каждой статьи — блок «Читайте также» с текстами на похожую тему. Это даст пользователям больше информации о товаре или услуге.

Как проверить, корректна ли структура сайта

Единой структуры, которой нужно придерживаться на всех сайтах, нет. Она отличается в зависимости от категории ресурса и сферы бизнеса. Например, у интернет-магазина и сайта компании структура будет разной, и это не значит, что одна из них неправильная.

Главное — сайт должен содержать все нужные для маркетинговых целей страницы и быть понятным и полезным для посетителя, а контент логично систематизирован и оптимизирован под целевые запросы. Чтобы понять, правильная ли у вашего ресурса структура, ответьте на следующие вопросы:

  • Сколько страниц вам нужно и какого типа они должны быть?
  • Какие страницы уже есть на сайте, а каких не хватает?
  • Для чего нужен дополнительный раздел, который вы собираетесь добавить?
  • Сколько будет страниц в новом разделе?

Технически проанализировать структуру можно с помощью инструментов Яндекса, которые позволяют изучать поведение пользователей на ресурсе.

Проверить, как Поиск видит структуру, можно с помощью инструмента «Структура сайта».

Интерфейс Яндекс Вебмастера

Интерфейс Яндекс Вебмастера

Так Поиск видит одностраничный сайт

Через инструменты в Яндекс Метрике

Яндекс Метрика помогает анализировать посещаемость сайта и поведение пользователей на нём. С помощью сервиса можно формировать различные инструменты аналитики — вот какие из них позволяют оценить удобство интерфейса на ресурсе:

Карта ссылок — показывает статистику переходов по ссылкам на страницах сайта. Ссылки на карте подсвечиваются разными цветами в зависимости от количества переходов по ним.

Карта ссылок в Метрике

Карта ссылок в Метрике

При клике по ссылке отображается количество переходов по ссылке и доля переходов относительно других ссылок на странице*

* Интерфейс сервиса может отличаться от изображения

Карта кликов — отображает клики по всем элементам страницы. С помощью карты кликов вы можете проанализировать поведение пользователей в рамках конкретной страницы: какие ссылки им кажутся наиболее привлекательными и не было ли ситуаций, когда человек считает, что элемент кликабельный, а на самом деле нет.

Карта скроллинга — показывает, на каких участках страницы пользователи задерживаются дольше всего. Наиболее важные ссылки и контент должны размещаться в видимой для человека зоне, а не в разделах, до которых большинство не добирается.

Конверсии — показывает статистику по настроенным целям, например нажатию кнопок, заполнению форм, оформлению заказа.

Статистика в Яндекс Метрике

Статистика в Яндекс Метрике

Для каждой цели Метрика отражает данные по конверсиям, достижениям цели и целевым визитам

Через Вебвизор

Вебвизор — это инструмент в Яндекс Метрике, который позволяет анализировать поведение посетителей на сайте. В формате видео можно посмотреть, как пользователи передвигают курсор, прокручивают страницы, заполняют формы, на какие ссылки кликают. Так вы поймёте, в каких разделах у них возникают сложности с навигацией.

Вебвизор в Яндекс Метрике

Вебвизор в Яндекс Метрике

Вебвизор показывает все посещения сайта

Через Вебвизор можно проверить отдельные страницы, например, если на старом сайте вы обновляли только их. Допустим, на сайте есть форма заявки на консультацию, которую пользователи часто открывают, но не отправляют. В видеозаписи видно, что они заполняют все поля формы, но кнопка отправки остаётся неактивной, что путает.

Чтобы собирать данные, формировать отчёты и использовать Вебвизор, установите на сайт счётчик Яндекс Метрики. Регулярно следите за показателями, особенно после обновления структуры или других глобальных изменений на ресурсе. Важно изучать отчёты в совокупности: по отдельности они не дадут полной картины.

Чтобы улучшать продажи и управлять тем, как интернет-магазин представлен в Поиске, рекомендуем воспользоваться Яндекс Товарами. Это бесплатный инструмент — загрузите в него фид, и ваши товары смогут увидеть пользователи Яндекса.

Запустите рекламу сайта

Как провести анализ сайта

Индексация веб-сайта: зачем нужна и как ускорить

Как составить семантическое ядро для сайта

Как проверить позиции сайта в поисковой выдаче

Что такое видимость сайта и зачем её отслеживать

Что такое title и как его правильно заполнить

Подпишитесь, чтобы получать полезные материалы

Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными

Подпишитесь на новости

8 800 700-47-45

Звонок из регионов России бесплатный

© 2025 Яндекс