Что такое токен для маркировки рекламы
С 2022 года действуют поправки к закону «О рекламе». Они обязывают маркировать рекламу в интернете — то есть публикации, которые привлекают внимание к каким-либо услугам, товарам или мероприятиям.
У каждого рекламного креатива должен быть токен. Это уникальное цифровое обозначение, которое предназначено для учёта информации о рекламе. Простыми словами, это индивидуальный набор цифр и букв для маркировки объявления (креатива). С помощью токена Роскомнадзор отслеживает и собирает информацию обо всей онлайн-рекламе в России.
Токен получают во время подготовки кампании — до начала распространения рекламы. Его генерируют специальные системы-операторы, о которых расскажем в следующих разделах.
Для какой рекламы необходимо получать токен
Специальная маркировка требуется для всех рекламных объявлений в интернете. Но есть типы размещений, которые не нужно размечать:
- Email-рассылки, смс- и пуш-уведомления по базе своих клиентов, если продвигаете в них свой товар или услугу
- Реклама по радио или телевизору, которую опубликовали в интернете без изменений
- Реклама в интернете, распространённая до 1 сентября 2022 года
- Реклама не в интернете
- Материалы нерекламного характера
- Реклама в интернете, которая таргетирована не на территорию РФ
Как получить токен для маркировки рекламы: пошаговая инструкция
Токен необходимо получить ещё до запуска рекламы. Исключением являются только онлайн-трансляции — регистрировать креатив можно уже после окончания эфира.
Токен генерируют и регистрируют операторы рекламных данных — ОРД. Это организации, которые выдают токены и через которых участник рекламной цепочки должен передать информацию о распространённой рекламе. ОРД передают эту информацию в Единый реестр интернет-рекламы.
Регистрировать креативы и вносить по ним данные необходимо одному из участников цепочки рекламного размещения. К ним относятся:
- Рекламодатели — организации или физические лица, которые производят или продают товары или услуги. Рекламодатель определяет, где, как и что будет продвигать.
- Рекламораспространители — лица, которые размещают рекламу в любом её формате на своих площадках: сайтах, блогах, каналах.
- Операторы рекламных систем — лица, обеспечивающие функционирование рекламных систем, например РСЯ.
Разберём подробнее все этапы регистрации.
Этап 1. Выберите ОРД. Оператора можно выбирать на своё усмотрение, ограничений в законе нет. Есть реестр, утверждённый Роскомнадзором, в котором зарегистрировано семь уполномоченных сервисов. Например, одна из них таких компаний — ОРД Яндекса.
Этап 2. Зарегистрируйтесь в ОРД и получите доступ к личному кабинету. Регистрация у каждого из уполномоченных операторов имеет свои особенности. Но зарегистрироваться, как правило, несложно, потому что у большинства ОРД есть подробная пошаговая инструкция.
❗ Далее все этапы разберём на примере ОРД Яндекса.
Этап 3. Укажите информацию о конечном рекламодателе, исполнителе и договоре между ними. Для этого заполните обязательные поля в личном кабинете ОРД.
Этап 4. Загрузите рекламный креатив в ОРД. Вместе с этим в карточке креатива заполняются поля с данными о нём.
После этого креативу будет присвоен токен. Его можно использовать сразу — до того, как завершится регистрация креатива в ЕРИР.
Как добавить токен в рекламу и что ещё нужно указывать
В зависимости от формата рекламы токен может размещаться в различных местах. Разберём, как его правильно наносить.
Если у креатива есть ссылка, на которую пользователь должен кликнуть, чтобы перейти на страницу рекламодателя:
- в ссылках: https://адрес_сайта//?erid=ХХХ, где erid=ХХХ — токен.
Если у рекламного креатива нет ссылки:
- в постах: публикуется в начале или в конце текста в виде erid: ХХХ;
- на баннере: наносится поверх изображения в формате erid: ХХХ;
- на видео: в начале и (или) поверх рекламного сообщения в ролике в формате erid: ХХХ.
Для рекламы, которая публикуется в нестандартном формате, есть определённые рекомендации от Роскомнадзора. Например, при публикации рекламы в сторис в Telegram токен необходимо разместить в начале видео поверх изображения. Если реклама публикуется в подкасте, токен нужно указать в описании к нему. Все рекомендации можно посмотреть в материалах Роскомнадзора.
Штрафы за отсутствие токена
С лета 2023 года действует закон о поправках к КоАП РФ, который вводит штрафы за отсутствие в рекламе токена и непредоставление информации в ЕРИР.
РКН выпишет штраф, если рекламодатель не получил токен для рекламного объявления или разместил токен неправильно. С полными правилами размещения токена можно ознакомиться в приказе Роскомнадзора.
Размер штрафа за рекламу без токена:
Коротко о токене для рекламы
- Токен — уникальный код для обязательной маркировки рекламы, который необходимо указывать на всех рекламных креативах: баннерах, постах, статьях, видео, подкастах, онлайн-трансляциях.
- Получить токен можно с помощью ОРД. Для этого необходимо выбрать ОРД, авторизоваться в его системе и после этого зарегистрировать креатив в личном кабинете. Сделать это необходимо до запуска рекламы.
- Если не соблюдать правила маркировки, физлицо, юрлицо или должностное лицо могут привлечь к административной ответственности.