Обучение

Обновлено 17 июня, 2024

Оператор рекламных данных: что это такое, зачем нужен и как с ним работать

С 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки к закону «О рекламе», которые гласят, что все рекламные публикации в интернете нужно маркировать. А с 1 сентября 2023 года за отсутствие токена и неправильную подачу отчётности о распространённой рекламе грозят штрафы. В статье разберёмся, как правильно сделать маркировку и зачем для этого ОРД.

Основные понятия, связанные с маркировкой

Маркировка — это пометка «реклама», индивидуальный токен с данными рекламодателя, которые должны быть у каждого рекламного материала, а также подача отчётности в ЕРИР.

ЕРИР — Единый реестр интернет-рекламы — это база, где хранятся все данные по маркировке: о рекламодателях, агентствах, рекламораспространителях, бюджетах, самих размещениях и статистике по ним.

Базу ведёт Роскомнадзор — у него есть доступ ко всей информации. Федеральная налоговая служба может изучать акты, а Федеральная антимонопольная служба — показы и объявления. Рекламодателям доступны данные по своим кампаниям — для этого нужно авторизоваться в реестре через «Госуслуги».

Оператор рекламных данных (ОРД) — организация, которая выдаёт токены. Они состоят из латинских букв и цифр, и их добавляют в кликовую ссылку или поверх рекламных материалов.

Кроме того, ОРД передаёт в Единый реестр:

  • Юридическую информацию о контрагентах
  • Атрибуты по договорам, актам и статистике показов

Самостоятельно отправлять информацию в ЕРИР нельзя, поэтому все участники рынка подают данные через ОРД.

Что нужно маркировать, а что — нет

Осуществлять маркировку должны все, кто участвует в размещении интернет-рекламы: сайты, каналы и группы в социальных сетях, онлайн-издания, блогеры, фрилансеры и агентства. Требование не зависит от размера аудитории: оно распространяется на площадки даже с сотней подписчиков.

Когда маркировка не нужна

Рассмотрим типы размещений, которые не нужно размечать:

  • Email-рассылки, смс- и пуш-уведомления по базе своих клиентов, если продвигаете в них свой товар или услугу
  • Реклама по радио или телевизору, которую опубликовали в интернете без изменений
  • Реклама в интернете, распространённая до 1 сентября 2022 года
  • Реклама не в интернете
  • Материалы нерекламного характера

Кроме того, маркировка не нужна для рекламы в интернете с таргетингом не на Россию.

Как правильно маркировать рекламу

Если вы будете размещать рекламу на каких-либо сервисах без использования рекламной системы Яндекса и вы тот участник цепочки, который регистрирует креатив, то вам нужно пройти все этапы маркировки рекламы:

  1. Зарегистрируйте личный кабинет на сайте ОРД. Укажите необходимые данные.
  2. Зарегистрируйте организации — стороны по договору с конечным рекламодателем.
  3. Заполните сведения об этом договоре. Скан не нужен, только основные сведения о сторонах.
  4. Загрузите креатив — текст и/или медиафайлы, такие как видео, аудио или баннер — у каждого будет свой токен.
  5. Добавьте токен к рекламным материалам — вставьте в кликабельную ссылку или оставьте поверх баннера, видео или в тексте без ссылки.
  6. Загрузите статистику и акты об оказании услуг. Это необходимо сделать в течение 30 дней после окончания месяца, в котором распространялась реклама.
Например, объявление размещалось с 1 по 20 февраля — тогда данные по статистике и акту отправляйте до 30 марта. Если реклама размещалась больше месяца — с 1 февраля по 15 марта, — то статистику отправляйте за каждый месяц отдельно, а подача актов зависит от того, как они выставлялись. Например, вы могли выставить один акт за весь период размещения или два акта — отдельно за каждый месяц.

У некоторых ОРД, например ОРД Яндекса, есть возможность маркировать объявления автоматически при размещении рекламы с помощью Яндекс Директа.

Маркировка рекламы в интернете включает в себя: пометку «Реклама» на креативе, токен на рекламный материал и указание на рекламодателя — наименование и, например, его ИНН или ссылку на сайт с данными о нём. Токен можно разместить двумя способами:

  • Если есть кликабельные элементы для перехода на страницу продукта, токен нужно добавить в ссылку: https://yandex.ru/?erid=6gjsda78ah.
  • Если таких элементов нет, добавьте токен в начале или в конце текста — для постов и статей, поверх иллюстраций — для баннеров, в начале или поверх видео — для видеороликов. Кроме того, токен можно разместить в выпадающем меню рекламного сообщения.

Маркировка есть в конце текста

Как выбрать ОРД

Роскомнадзор аккредитовал семь операторов — полный список можно посмотреть в реестре.

Выбор оператора зависит от того, где и что вы обычно размещаете. Например, если вы являетесь клиентом рекламных сервисов Яндекса, то получаете доступ к собственному кабинету ОРД Яндекса.

Вы можете использовать несколько ОРД одновременно, если работаете с разными площадками. Например, регистрация размещений в системе Яндекса происходит через ОРД Яндекса, а интеграций у блогеров — через другого оператора.

Сейчас услуги ОРД Яндекса не тарифицируются.

Как работает ОРД Яндекса

С 1 сентября 2022 года в оферте Директа и других сервисах Яндекса появились дополнительные условия касательно маркировки. При создании кампании вы соглашаетесь на передачу данных в ЕРИР, и сервис сам исполняет все обязательства по новым поправкам.

Если вы размещаете рекламу через сервисы Яндекса, ОРД автоматически:

  • Присваивает токен всем материалам
  • Передаёт данные о рекламе в ЕРИР

Рекламодателям нужно только заполнить данные обо всех участниках рекламной цепочки в интерфейсе сервиса — например, Директа. Кроме того, Яндекс готовит обучающие ролики, которые помогут разобраться в новых поправках, и публикует их на YouTube-канале Яндекс Реклама | Обучение.

Если вы размещаете рекламу в сторонних сервисах, для передачи данных можно воспользоваться кабинетом ОРД. В нём вы можете:

  • Регистрировать креативы и подавать статистику по размещениям на любых площадках — сайтах, в любых соцсетях и СМИ
  • Отправлять в ЕРИР все необходимые данные по актам между участниками цепочки размещения
  • Видеть все объекты, поданные в ЕРИР через интерфейс кабинета ОРД Яндекса, и статусы обработки по ним

Маркировка объявлений в Яндекс Директе

В интерфейсе Директа есть раздел с информацией о рекламодателе. Его важно заполнить, чтобы ОРД Яндекса мог передавать информацию в ЕРИР. Нажмите имя пользователя → «Данные рекламодателя».

Нажмите «Данные рекламодателя», чтобы внести информацию

Заполните данные о конечном рекламодателе:

  • Если это физлицо, резидент РФ, то заполните вид организации, Ф. И. О., ИНН и номер телефона.
  • Если это юрлицо или ИП, резидент РФ, то заполните вид организации, название / Ф. И. О., ИНН и ОКВЭД.
  • Если это физлицо, нерезидент РФ, то заполните вид организации — «Иностранное физическое лицо», Ф. И. О., телефон или номер электронного средства платежа. Кроме того, нужно указать код страны регистрации в соответствии с ОКСМ — можно уточнить в Общероссийском классификаторе стран мира.
  • Если это юрлицо, нерезидент РФ, то заполните вид организации — «Иностранное юридическое лицо», наименование, VAT или регистрационный номер либо его аналог, код страны регистрации в соответствии с ОКСМ.

Информация о конечном рекламодателе

Когда нажимаете «Сохранить», вы соглашаетесь на передачу указанных данных в ЕРИР, а оператор рекламных данных Яндекс теперь автоматически присваивает токен всем креативам.

Если вы размещаетесь через агентство, выключите тумблер «Я конечный рекламодатель». Заполните данные об агентстве как о контрагенте конечного рекламодателя и о договоре между ними. Если между агентством и клиентом есть субагентство — нужно заполнить информацию именно о нём, потому что оно считается контрагентом конечного рекламодателя.

Информация об агентстве

При размещениях через Яндекс Директ, ПромоСтраницы и Карты в кабинете ОРД ежемесячно формируются черновики отчётов. Вам нужно проверить данные в них и дозаполнить пустые поля при необходимости. Подробнее о работе с отчётами можете почитать здесь.

Подробнее о маркировке в Директе можно узнать по ссылке. Если у вас останутся вопросы, напишите в чат или позвоните специалистам поддержки.

Маркировка рекламы на сторонних ресурсах

Добавить информацию о продвижении в блоге или на другом ресурсе можно через API или интерфейс кабинета ОРД. Разберёмся, как маркировать рекламу через кабинет ОРД:

1. До размещения рекламы заполните все «карточки» в разделах кабинета — «Организации», «Площадки», «Договоры».

В разделе «Организация» заполните данные о рекламодателе: тип организации, ИНН, Ф. И. О. и номер телефона

2. Зарегистрируйте креатив в соответствующем разделе. После этого рекламному размещению будет присвоен токен. Его можно использовать сразу.

В поле «Изначальный договор/доп.соглашение» выберите договор с конечным рекламодателем, к которому относится этот креатив

3. Разместите креатив и добавьте токен в кликовую ссылку, в конец или начало текста рекламы, поверх баннера или видео. Не забудьте добавить метку «Реклама» и сведения о рекламодателе.

4. Подайте статистику в течение 30 дней после окончания месяца размещения.

Выберете ID креатива и площадки, по которым хотите подать статистику

5. Подайте разаллокацию актов по договорам с конечными рекламодателями. То есть по одному акту укажите, какая его часть приходится на договор с каждым конечным рекламодателем. Общие правила о том, как это сделать, есть в Справке.

Общая сумма всех разаллокаций не должна превышать суммы акта

Что будет, если не маркировать рекламу

Соблюдение поправок в Закон о рекламе с 1 сентября 2023 года отслеживают Роскомнадзор и ФАС. Теперь за отсутствие маркировки грозит штраф.

В статье 14.3 «Кодекса об административных правонарушениях РФ» указаны следующие нарушения и суммы.

Нарушение


Отсутствие пометки «реклама» и указания в рекламе конечного рекламодателя

Штраф


Для должностных лиц — от 4 000 до 20 000 руб.

Для юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Для должностных лиц — от 30 000 до 100 000 руб.

Для юрлиц — от 200 000 до 500 000 руб.

Для должностных лиц — от 100 000 до 200 000 руб.

Для юрлиц — от 200 000 до 500 000 руб.

Неподача или неправильная подача отчётности о распространённой рекламе в ЕРИР через ОРД

Для должностных лиц — от 30 000 до 100 000 руб.

Для юрлиц — от 200 000 до 500 000 руб.

Коротко

  1. С 1 сентября 2022 года маркировка стала обязательной для рекламы в интернете.
  2. Чтобы разметить креатив, зарегистрируйте его в ОРД (расшифровка — оператор рекламных данных), получите токен и по итогам размещения направьте через ОРД данные о статистике и акты.
  3. Сегодня на рынке есть семь аккредитованных ОРД. Можно пользоваться услугами нескольких ОРД одновременно.
  4. Вся реклама в рекламных сервисах Яндекса маркируется автоматически, остаётся только направить отчёт в кабинете ОРД — если это актуально для вашей цепочки размещения. Кроме того, через этот кабинет или по API можно пройти все этапы маркировки рекламы для размещения креативов на сторонних ресурсах.
  5. Если не соблюдать правил о маркировке, можно получить штрафы.

Яндекс собрал ответы на часто задаваемые вопросы о маркировке рекламы и работе с Кабинетом ОРД в Справке.

Примените знания на практике

Реклама и её особенности — в интернете и офлайн

Что такое рекламная кампания и как её запустить в интернете

Подпишитесь, чтобы получать полезные материалы

Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными

Подпишитесь на новости

8 800 700-47-45

Звонок из регионов России бесплатный

© 2024 Яндекс