В этом уроке поговорим:
- Что такое CMS и зачем она нужна
- Как создавать сайты для ecommerce
- Как выбрать CMS
- Как составить техническое задание для разработчика
Этот урок поможет разобраться, какие есть варианты создания сайта интернет-магазина с учётом формата, объёма и специфики бизнеса.
Ecom-маркетолог не создаёт сайты сам. Он может:
- Участвовать в разработке технического задания или переезде на новую платформу
- Готовить задачи разработчикам и контент-менеджерам на внедрение дополнительного функционала и обновлений
- Давать рекомендации по развитию сайта для увеличения заказов
Именно поэтому важно понимать специфику работы с разными типами сайтов — на этапе создания и в текущей работе над проектом.
Что такое CMS и зачем она нужна
CMS (Content Management System) дословно переводится как «система управления контентом», иногда можно встретить название «движок сайта». Это программа, которая предоставляет полноценный и гибкий функционал, чтобы настраивать дизайн сайта и его техническую часть. Она позволяет хранить все элементы сайта: шрифты, картинки, файлы скриптов и т. д., — а также управлять ими.
Под термин CMS могут подходить разные решения:
- Конструкторы сайтов
- Специализированные платформы для ecommerce
- Коробочные CMS
У таких систем может быть разный функционал для создания страниц, подключения дополнительных сервисов и интеграций. Однако все они позволяют хранить контент и управлять им, поэтому часто объединяются понятием CMS.
CMS для сайта можно разработать самостоятельно с нуля. Этот подход требует больше финансовых и человеческих ресурсов, а также высокой экспертизы специалистов. Чаще всего маркетолог работает с готовыми решениями. Разберём их подробнее.
Как создавать сайты для ecommerce
Конструкторы сайтов
В конструкторе можно собрать страницу из отдельных шаблонных блоков, которые уже есть внутри сервиса — или воспользоваться готовым решением и найти подходящий шаблон для всей страницы. При этом страницы сразу будут оптимизированы под разные устройства: десктоп, планшет, телефон. Одни из самых популярных конструкторов — Tilda, Nethouse, Craftum.
Популярные конструкторы уже имеют встроенный минимальный набор решений. Они позволяют быстро создать сайт, запустить продвижение, подключить оплату и инструменты веб-аналитики, начать собирать заказы.
Чаще всего конструкторы используют для создания лендингов — сайтов, состоящих из одной посадочной страницы, и небольших интернет-магазинов. Изначально лендинг имеет блочную структуру, по которой пользователь идёт последовательно, экран за экраном. Лендинг может быть посвящён одному товару или группе. Такой сайт помогает быстро запустить продвижение и собрать контакты потенциальных клиентов.
Пример: компания по производству очагов и чаш для костра.
Ссылка на сайт: https://костровой-очаг.рф
На странице показаны разные варианты товара. При этом перед нами лендинг, а не многостраничный сайт.
Ссылка на сайт: https://костровой-очаг.рф
Создание лендинга обычно занимает немного времени по сравнению с другими видами сайтов. Это оптимальный вариант, если нужно показать один продукт или протестировать новые направления продукта.
Специализированные платформы для ecommerce
Такие платформы предлагают расширенный функционал и готовые решения именно для ecommerce. К ним можно отнести, например, InSales или AdvantShop. Они позволяют запустить небольшие или средние интернет-магазины с большими каталогами и личным кабинетом покупателя. Например, InSales даёт возможность разместить от 5 000 до 40 000 товаров.
Основное преимущество при работе с такими платформами — простота реализации. Она достигается за счёт готовых решений, которые можно адаптировать под свой проект. При этом специализированные платформы часто дают возможность управлять продажами. Например, сервис InSales предоставляет услуги оптимизации процессов и разработки систем лояльности.
Ссылка на сайт: https://www.insales.ru
Рассмотрим пример. Сайт интернет-магазина дверей имеет полноценную структуру каталога и дополнительные служебные разделы: «О компании», «Условия доставки». Здесь есть весь функционал, который необходим интернет-магазину: корзина, оформление покупки, оплата, отслеживание статуса заказа.
Ссылка на сайт: https://dveridk.ru
Ссылка на сайт: https://dveridk.ru
Коробочные CMS-системы
Альтернатива конструкторам — коробочные CMS-системы, например Битрикс, WordPress или OpenCart. В них заложен основной функционал для создания интернет-магазина, вам остаётся установить систему на хостинг (место, где хранятся все данные и файлы вашего сайта) и настроить нужные элементы: дизайн, шаблоны страниц, каталоги и карточки товаров.
Настройка коробочных CMS сложнее, чем использование конструкторов и платформ. В большинстве случаев потребуется разработчик или верстальщик. Но такие системы дают полный доступ к управлению сайтом: в них можно реализовать практически любой функционал, используя доступные расширения для CMS или самостоятельной разработки. Вы можете запустить большой интернет-магазин на 100 000+ товаров — технических ограничений CMS здесь практически нет. Например, Битрикс даже в базовой версии CMS поддерживает неограниченное количество товаров.
В Битрикс, WordPress или OpenCart доступны бесплатные расширения, с помощью которых легко настроить счётчик Яндекс Метрики, передачу данных электронной коммерции или сформировать фид. Эти возможности помогают маркетологу в настройке и аналитике продвижения. В следующих уроках мы детально их разберём.
Классический пример — сайт интернет-магазина с большим количеством категорий.
Ссылка на сайт: https://kirkland24.ru
Как выбрать CMS
При выборе конкретного решения для интернет-магазина учитывайте несколько важных моментов:
- Доступный функционал. Определите, какие функции сайта нужны для ваших задач. Например, потребуется ли онлайн-оплата, личный кабинет для покупателя, интеграции с сервисами веб-аналитики. Не все нужные вам интеграции могут быть доступны в сервисах, поэтому подробно изучите возможности платформы. Минимальный набор — это интеграции с CRM-системами (сервисами по сбору и хранению данных о ваших клиентах) и системами веб-аналитики.
- Ограничения и масштабируемость. У сервисов могут быть ограничения — например, на количество товаров или страниц, на доступ нескольким пользователям. Это нужно учитывать на старте, чтобы понимать, подходит ли вам конкретный вариант. Если с проектом работает постоянная команда из 4–5 человек, а сервис поддерживает одновременную работу только 1–2 человек, могут возникнуть сложности, которых лучше избежать ещё на старте.
- Стоимость. Она зависит от функционала, который необходим бизнесу. При работе с конструкторами и платформами ecommerce будут затраты на оплату ежемесячной или ежегодной подписки. А если работаете с коробочными CMS — на оплату CMS, отдельных модулей и услуг разработчика.
- Наличие коммьюнити и техподдержки. В процессе работы вы можете столкнуться с задачами, решение которых не получится найти самостоятельно. Именно поэтому важно, чтобы техподдержка оперативно отвечала на вопросы. Полноценные базы знаний и активное сообщество будут дополнительным плюсом.
- Возможность экспорта данных. Полезная функция, про которую часто забывают. Она становится актуальной, если при работе с сервисом вы решили, что он вас не устраивает и нужно переехать на другую платформу или отдельную CMS.
Чтобы принять решение, изучите функционал каждого сервиса, определите, что приоритетно для вашего проекта, и не забудьте подсчитать затраты на тарифы конструкторов и площадок.
Варианты создания интернет-магазинов: сравнение возможностей
Как составить техническое задание для разработчика
Обычно маркетолог не создаёт сайты. Если лендинг или сайт создан с помощью конструктора, часть правок по контенту и настройкам можно внести самостоятельно. Чтобы создать сайт с нуля, переехать на другую платформу или CMS, исправить и обновить имеющийся контент, потребуется помощь разработчика. Маркетолог должен уметь поставить задачу и оформить требования в техническое задание (ТЗ).
Вот основные требования и рекомендации, которые важно учитывать при подготовке технического задания.
- Формулировки в ТЗ должны быть простые и понятные, без двойного толкования. Старайтесь не использовать слова «красивый», «качественный» и аналогичные — у всех свои представления об этих понятиях.
Например, пункт ТЗ на удаление элемента меню:
- Необходимо убрать из меню пункт «СМИ о Нас»
- Опишите проблему в функционале или контенте сайта, которую необходимо устранить, а также варианты решения, которые вам нужны с точки зрения маркетинга.
- По возможности приложите скриншоты элемента на сайте, который вы хотите изменить. Если это какие-то новые элементы или глобальные правки, лучше обратиться сначала к дизайнеру, чтобы он подготовил макет.
- Необходимо на странице «О Компании» реализовать блок с Вакансиями по аналогии с блоком Портфолио — где каждая вакансия, как отдельная карточка с описанием. Пример реализации:
- При подготовке технического задания для дизайнера используйте однозначные формулировки и требования к визуальной части: макету, цвета, шрифтам и т. д. Лучше всего показать дизайнеру примеры (референсы) требующихся элементов.
- Необходимо на десктопе реализовать всплывающий элемент с кратким описанием и кнопкой заказа при прокрутке. Пример реализации товара со скидкой:
Пример реализации товара со скидкой:
Пример реализации товара без скидки:
Требования к блоку:
- Высота блока 11 px
- Шрифт названия товара — Philosopher, 16
- Шрифт для артикула и статуса товара — PT Sans, 14
- Шрифт для кнопки — PT Sans, 16
- В техническом задании на перенос веб-ресурса с одной платформы на другую необходимо зафиксировать функционал, контент и структуру сайта, которые важно сохранить при переходе. Зафиксируйте всё списком и скриншотами — это нужно не только для программиста, но и вам для проверки. Добавьте требование, чтобы разработчик сохранил старую версию сайта до тех пор, пока вы всё не проверите и не убедитесь, что содержимое полностью перенесено.
ТЗ на разработку и создание нового сайта должно включать:
- Описание структуры: каталоги, служебные страницы
- Описание функционала: какие фильтры, сортировки и формы нужны, как должна выглядеть корзина, страница оформления заказа и т. д.
- Прототипы страниц и отдельных элементов с отрисованным дизайном
- Как и в случае с переездом, при разработке нового сайта укажите в ТЗ, чтобы разработчики сначала реализовали всё на тестовой версии. Обычно это внутренний домен или отдельная площадка, где можно посмотреть итоговый вариант сайта. Это позволяет проверить все требования по ТЗ перед тем, как сайт увидят посетители.
- Создание нового сайта, как и разработка технического задания для него, — это комплексная работа, где маркетолог нередко координирует работу дизайнеров, программистов, контент-менеджеров и копирайтеров.
Важный момент: техническое задание может быть юридическим документом, который фиксирует договорённости между вами и сторонним подрядчиком. Он обязуется выполнить всё, что указано в ТЗ, а ваша компания — оплатить работы. Подробное ТЗ помогает избежать проблем не только при доработке сайта, но и в коммуникации с подрядчиком, так как фиксирует ваши договорённости.
Выводы
- CMS даёт возможность управлять всеми элементами сайта. Можно написать CMS с нуля самостоятельно или использовать готовые решения.
- На конструкторах можно быстро создавать лендинги или небольшие сайты с базовым функционалом для привлечения заказов.
- Специализированные платформы для ecommerce упрощают создание интернет-магазина, при этом обладают широким функционалом. Вы можете создать полноценный магазин и подключить интеграции с различными сервисами логистики, оплаты, учёта товаров и веб-аналитики.
- Коробочные системы — максимально гибкий вариант. У них широкий функционал, который не ограничивается только стандартными интеграциями.
- Задача маркетолога — выбрать оптимальное решение с учётом потребностей бизнеса в продвижении и поставить техническое задание разработчику.
Дополнительные материалы
Автор урока:
Ярослав Егоров, Performance-маркетолог в ecommerce