Про обучение

18 марта, 2025

Что такое метатеги, зачем их заполнять и как это правильно сделать

Метатеги — это элементы HTML, которые предоставляют информацию о страницах поисковым системам, браузерам и пользователям. В этом материале мы рассмотрим их ключевые функции, объясним, как правильно заполнять метатеги и избежать распространённых ошибок.

Что такое метатеги и какие у них функции

Если говорить простым языком, метатеги — это фрагменты HTML-кода веб-страницы, которые предоставляют поисковым системам и браузерам информацию о её содержимом. Они не отображаются в теле страницы, но некоторых из них задают правила индексации и могут влиять на позицию сайта в результатах Поиска.

Общие функции:

  • Метатеги позволяют указывать метаданные о странице сайта. Ряд метатегов используют роботы поисковых систем.
  • Могут влиять на отображение страниц в выдаче. Некоторые теги, например title и description, часто участвуют в формировании сниппета, то есть того, как веб-страница может отображаться в результатах Поиска. Но важно помнить, что поисковые системы не всегда используют именно эту информацию.
  • Предоставляют инструкции поисковым роботам. Метатег robots определяет правила загрузки ииндексирования страниц сайта — содержит дополнительные указания для поисковых систем. С помощью него, например, можно задать правило не индексировать страницу.
  • Повышают скорость загрузки страницы. С помощью специальных метатегов, таких как <meta http-equiv="preload">, <meta name="viewport"> и <link rel="preload">, вебмастер может влиять на то, как браузеры загружают сайт. Эти метатеги позволяют выстраивать приоритет загрузки ресурсов: сначала загружаются критически важные элементы (CSS, шрифты, JavaScript), которые необходимы для первоначального рендеринга, а затем второстепенные ресурсы. Также метатег <meta http-equiv="cache-control"> помогает настроить кеширование, что дополнительно ускоряет загрузку при повторных посещениях.

Таким образом, метатеги выполняют множество функций. Они учитываются при индексации страниц и могут оказывать влияние на продвижение сайта и отображение сниппета.

Какие теги бывают и как их заполнять

У каждого тега есть своя роль — от определения структуры контента до управления тем, как поисковые системы сканируют и отображают страницы сайта. Рассмотрим наиболее важные метатеги, от которых может зависеть продвижение в Поиске.

Title

Элемент title даёт представление о содержании страницы и её соответствии поисковому запросу. Тайтл отображается в строке заголовка браузера.

 Тайтл в строке заголовка браузера
Отображение тега title

Нередко он отображается в качестве заголовка в сниппете страницы. Но так бывает не всегда: заголовок сниппета может формироваться на основе контента страницы. Сниппет влияет на решение пользователя перейти на тот или иной сайт. Поэтому следует внимательно подойти к созданию заголовков на страницах сайта.

При составлении title следуйте рекомендациям:

  • Заголовок должен быть информативным, содержательным, понятным. Важно, чтобы он полностью соответствовал контенту страницы.

Например, тайтл главной страницы Яндекс Вебмастера выглядит так:

<title>Яндекс Вебмастер — сервис поисковой оптимизации</title>.

Скриншот выдачи с Яндекс Вебмастером
Тег title сайта Яндекс Вебмастер
  • Старайтесь, чтобы title не был слишком длинным, иначе он может не поместиться в сниппет.
Скриншот сниппета с длинным тегом title
Если тег title слишком длинный, он не помещается в сниппете
  • Заголовок может содержать тематические ключевые слова, но не должен превращаться в список ключей. Выбирайте только самые важные фразы и формируйте из них полезные для пользователей, читабельные заголовки.
  • Не используйте на сайте одинаковые title: пользователю важно понимать, чем различаются страницы. Шаблонные title, в которых меняются только отдельные слова или словосочетания, малоинформативны. Пример такого шаблона: <Название услуги> — описание, цена, характеристики, отзывы. Лучше подобрать для каждого заголовка только те значения, контент которых есть на странице. Например, если на странице услуги опубликованы видеоотзывы, которые интересуют потенциальных клиентов и влияют на решение о покупке, то можно попробовать добавить информацию об этом в title.
  • Добавьте в метатег title свой бренд. Это поможет пользователям убедиться, что они видят официальный сайт.
Скриншот сниппета с брендом в title
Title сервиса Яндекс Go с указанием бренда

Description

Description — это краткое описание контента страницы. Этот метатег — один из источников, на основе которых формируются описания страниц сайта в поисковой выдаче Яндекса. В сниппет может попасть и другой текст, если алгоритмы Яндекса сочтут его более релевантным.

Задача вебмастера — создать полезное и информативное метаописание. При составлении description следуйте рекомендациям:

  • Создавайте уникальные тексты для всех страниц и категорий. Малоинформативные шаблонные описания вряд ли будут использованы в сниппете.
  • Description должен соответствовать контенту, быть грамотным и связным. Незлоупотребляйте ключевыми фразами.
  • Вставляйте в метаописание полезную информацию, например характеристики и цену товара. Чтобы пользователи всегда видели актуальную цену, она должна динамически обновляться.
  • Description и title должны быть разными.

Пример Яндекс Вебмастера:

<description>Бесплатные и эффективные SEO-инструменты. Автоматическая диагностика сайта, данные непосредственно из поиска Яндекса, мониторинг позиций по поисковым запросам и многое другое для успешного продвижения сайта.</description>

Robots

Метатег robots содержит инструкции для поисковых роботов. С его помощью можно запретить роботам переходить по ссылкам, индексировать раздел или страницу.

Например, если задача — сделать так, чтобы страница не участвовала в результатах Поиска и поисковые роботы не переходили по ссылкам, размещённым на странице, используйте следующий формат: <meta name="robots" content="noindex, nofollow"/> или <meta name="robots" content="none"/>.

Keywords

Исторически кейвордс использовался для указания основных тем веб-страницы, но сейчас значимость этого метатега снизилась.

Canonical

Если на сайте есть дубли страниц, то есть документы с одинаковым или похожим контентом, робот Яндекса может сам выбрать каноническую страницу и использовать её для показов в Поиске, а остальные исключить из индекса. Вы можете явно указать роботу оригинальную или наиболее важную версию страницы с помощью атрибута rel="canonical". Для этого добавьте в секцию <head> HTML-документа тег вида: <link rel="canonical" href="https://example.com/original-page"/>. В атрибуте href укажите полный URL канонической страницы. Подробные инструкции по использованию canonical для разных случаев (для HTTP/HTTPS-версий, для мобильных версий сайта и т. д.) доступны в Справке.

Пример: <link rel="canonical" href="https://www.example.com/main-page"/>.

Content-Type

Метатег content-type отвечает за информирование браузера о кодировке документа. Это помогает обеспечить корректное отображение текста, без искажённых символов и проблем с кодировкой.

Традиционно используется следующая структура:

<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=UTF-8">

В HTML5 написание короче:

<meta charset="UTF-8">

Разместите метатег как можно раньше в блоке <head>. Чаще всего используется кодировка UTF-8, поскольку её поддерживает большинство браузеров.

Lang

Атрибут lang определяет язык содержимого HTML-элемента, что помогает поисковым системам, браузерам и программам чтения с экрана правильно интерпретировать контент. Это улучшает доступность сайта и его индексацию поисковыми роботами.

В HTML5 используется следующая структура:

<html lang="ru">

Атрибут lang следует добавлять к корневому элементу HTML для определения основного языка страницы. Для многоязычных сайтов важно указывать соответствующий код языка для каждой страницы.

Author

Тег содержит информацию об авторе контента. Хотя этот тег мало влияет на результаты SEO, он важен для атрибуции и доверия, особенно для блогов или статей. Укажите имя автора контента внутри метатега.

Пример: <meta name="author" content="Александр Маслов">.

Copyright

Метатег copyright сообщает о правообладателе интеллектуальной собственности. Укажите имя владельца авторских прав, год публикации.

Пример: <meta name="copyright" content="2024, Example Inc.">.

HTML-заголовки

HTML-заголовки: H1, H2, H3 и так далее — используются для структуризации текста. Они не относятся к метатегам, но это тоже элементы HTML-кода, которые могут косвенно влиять на продвижение сайта в поисковых системах. Заголовки помогают определить иерархию контента.

H1 — самый важный заголовок, он описывает суть текста. Используйте H1 только один раз для основного заголовка. Убедитесь, что он информативен и отражает тему. Для подзаголовков используются H2, H3 и другие теги. Деление контента на части — хорошая практика как для поисковой оптимизации, так и для пользовательского опыта.

Какие ошибки бывают при составлении метатегов

Корректное использование метатегов помогает роботам Яндекса понимать и индексировать содержимое страниц. Однако в коде можно часто встретить ошибки, которые мешают им работать эффективно. Разберём некоторые из них.

  1. Чрезмерное употребление ключевых слов

Перегрузка метатегов избыточными или нерелевантными ключевыми словами может привести к санкциям со стороны поисковых систем. Такие практики делают заголовки с описаниями менее читабельными и вредят продвижению сайта в поиске, ухудшают пользовательский опыт. Следите за тем, чтобы использование ключевых слов было сбалансированным, избегайте повторений.

  1. Noindex на важных страницах

Из-за случайного применения метатега страницы могут исчезнуть из выдачи. Регулярно проверяйте индексацию в Яндекс Вебмастере. В случае проблем проверьте, не написан ли тег noindex, удалите его, отправьте страницу на переобход.

Скриншот раздела «Страницы в поиске» в Вебмастере
Раздел, где можно проанализировать, какие страницы исключены из поисковой выдачи

Регулярно проводите аудит, чтобы проверить, корректно ли работают теги, и узнать, какие метаданные получают алгоритмы.

Как посмотреть и проверить метатеги в Вебмастере

С точки зрения поискового продвижения наиболее значимые теги — title и description. В предыдущем разделе мы уже упоминали, что одна из ошибок — дублирование содержания метатегов. Проверить, нет ли этой проблемы на сайте, можно с помощью инструментов Яндекс Вебмастера.

Зайдите в раздел «Индексирование». Выберите секцию «Заголовки и описания». Если вы ещё не добавили сайт, откроется страница с предложением сделать это.

Скриншот раздела проверки заголовков и описаний в Вебмастере
Раздел Яндекс Вебмастера, где можно проверить дубли title и description

После добавления сайта вы получите отчёт, в котором будут указаны все дубли. Если проблем нет, вы увидите следующую страницу:

Скриншот раздела проверки title и description в Вебмастере
Сообщение Яндекс Вебмастера, когда на сайте нет проблем с заголовками и описаниями

Ещё один полезный инструмент — «Проверка страницы». Его можно также найти в разделе «Индексирование». Введите URL, чтобы запустить проверку. В результате сервис покажет актуальные title и description, текстовую версию страницы, скриншот первого экрана, технические данные.

Скриншот раздела проверки страницы в Вебмастере
Раздел Яндекс Вебмастера, где можно проверить контент страницы с метатегами title и description

Рекомендации по оптимизации тегов

Проработка метатегов — первый шаг, который поможет расширить видимость в поисковых системах, повысить удобство работы с сайтом, улучшить его общую производительность. Используйте следующие рекомендации для оптимизации.

  1. Пишите информативные заголовки и описания. Сделайте их понятными и ориентированными надействие. Не перенасыщайте их ключевыми словами, чтобы не вредить читабельности.
  2. Используйте canonical, чтобы избежать проблем с дублированием контента. Дубли— одна из главных проблем крупных веб-проектов. Если у вас есть несколько версий одного и того же контента и вы не можете удалить страницы-дубли, всегда применяйте тег, чтобы указать на предпочтительную версию.
  3. Регулярно проверяйте и в случае необходимости обновляйте метатеги. Эта рекомендация относится к динамичным тематикам, в которых информация может устаревать. Например, технологии, наука, маркетинг. Периодически проводите аудит содержания, чтобы убедиться, что оно по-прежнему актуально. После изменений проверяйте title и description на дубли с помощью инструмента Яндекс Вебмастера.
  4. Тестируйте эффективность. Следите за кликабельностью (CTR) с помощью инструментов веб-аналитики и панелей для вебмастеров поисковых систем. Если некоторые сниппеты работают не так, как ожидалось, стоит попробовать скорректировать формулировки. Вносите изменения для небольшой группы страниц и оценивайте, как обновления влияют на позиции сайта. Чаще всего проблема в том, что сниппет мало соответствует поисковому запросу или недостаточно интересный и содержательный, например содержит перечисление характеристик товара, но без указания, какие конкретно характеристики соответствуют данному товару.

Примените знания на практике

Дополнительные материалы:

Как провести анализ сайта

Что такое title и как его правильно заполнить

Как составить семантическое ядро для сайта

Какой должна быть структура сайта

Подпишитесь, чтобы получать полезные материалы

Статьи

Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными

Подпишитесь на новости

8 800 234-24-80

Звонок из регионов России бесплатный

© 2025 Яндекс