Хороший специалист — тот, кто поможет вашему бизнесу получить максимальный эффект от вложений. Но сначала специалисту следует вникнуть в ваши задачи, а для этого нужно:
- Разобраться с постановкой целей, понять, чего вы ожидаете от продвижения.
- Обсудить, как будет оцениваться результат достижения этих целей.
Итогом вашего сотрудничества со специалистом должна стать эффективная реклама.
Виды исполнителей и их характеристики
Рассмотрим три основных вида специалистов:
- Агентство
- Фрилансер
- Штатный специалист
Существует набор характеристик, по которым их можно сравнивать.
Скорость погружения
- Агентство может иметь опыт работы со схожим бизнесом, но ему потребуется время, чтобы вникнуть во все процессы и понять специфику вашей компании. Если у агентства нет опыта работы с вашей тематикой, то и времени потребуется больше.
- Возможно, фрилансер также когда-то работал с похожим бизнесом, но вероятность этого меньше, а вникать он, соответственно, будет дольше. Следует целенаправленно искать специалиста с похожим опытом, тогда погружение будет быстрее.
- Человек, который работает в штате, постепенно вникнет в особенности вашего бизнеса. Со временем он начнёт сам принимать качественные и быстрые решения.
Контроль за специалистом
- Крупные агентства и некоторые фрилансеры заключают контракты с рекламодателями и согласуют чёткий график работы. Таким образом, у рекламодателя есть письменные гарантии.
- Фрилансер свободен в выборе времени и места работы: не удивляйтесь, если окажетесь с ним в разных часовых поясах. В этом нет ничего страшного, просто нужно заранее обсудить формат коммуникации.
- Когда человек у вас в штате, контроль за временем его работы и нагрузкой находится в ваших руках.
Затраты на обучение специалиста
- Агентства стараются поддерживать актуальные знания у своих сотрудников и своевременно сертифицировать их. Вам не надо прикладывать дополнительных усилий для обучения команды, которая с вами работает.
- Про актуальность знаний фрилансера важно узнавать заранее. Но влиять на этот критерий вы вряд ли сможете: обучение фрилансера не входит в ваши расходы.
- Чтобы поддерживать экспертизу своего штатного сотрудника, вам понадобятся ресурсы, ведь интернет-маркетинг постоянно меняется, скорость потребления информации растёт, появляются новые тренды и форматы.
Ограничения по бюджету
- У каждого агентства свои требования к бюджету, согласно которым клиента берут в работу или нет. Обычно эти ограничения указаны на сайте. Агентства могут работать и с небольшими бюджетами, но в этом случае, возможно, придётся доплачивать за ведение кампаний.
- Минимальные бюджеты у фрилансеров обычно ниже, чем у агентств.
- Штатному специалисту «пороги» и бюджеты задаёте вы сами. Но здесь ограничением может стать размер зарплаты, которую вы готовы предложить.
Скорость реакции
- Если своему сотруднику вы можете с утра поставить задачу и уже к обеду получить от него обратную связь, то в случае с агентством и фрилансером этот процесс может происходить медленнее.
- Приоритет по задачам для штатного специалиста также задаёте вы — у фрилансера или агентства свои приоритеты, ведь кроме вас у них есть и другие клиенты. Чем длиннее цепочка коммуникации, тем дольше выполняются задачи, это важно учитывать.
Смена специалиста
- В случае с агентством или фрилансером важно отдельно прописывать в договоре, что вам нужен доступ к рекламным кампаниям. Можно договориться о том, что кампании — ваша собственность и агентство/фрилансер обязуются скопировать их по вашему требованию.
- Если вас что-то не устраивает во взаимодействии со специалистом, то заменить штатного специалиста будет сложнее всего. Только он знает, как настроены ваши кампании, какие изменения производились и к чему это привело. Поэтому нужно регулярно дублировать все доступы, держать их у себя и делать резервные копии кампаний. Если у вас только один ответственный за рекламу, попросите его на время отпуска или больничного передавать дела. Например, прописывать инструкцию для других сотрудников или заранее пополнять счёт аккаунта с запасом, чтобы избежать простоев.
Цена
- В случае с агентством вы не тратитесь на развитие сотрудника и содержание рабочих мест. Однако не забывайте про минимальный бюджет, начиная с которого агентство готово будет с вами сотрудничать.
- При выборе фрилансера вы не несёте никаких затрат на его обучение, развитие или рабочее место.
- Стоимость штатного сотрудника складывается из его зарплаты, затрат на оборудование и обустройство рабочего места, а также на обучение. Эти затраты будут со временем только расти, так как зарплату сотруднику надо будет периодически повышать.
Есть некая кривая эффективности, которую может дать тот или иной канал, и есть кривая затрат на этот канал. Эти кривые видоизменяются в зависимости от разных бюджетов, бизнесов и временных промежутков. Вам следует найти ту точку пересечения, которая даст наивысшую эффективность при наименьших затратах. Но универсального решения «тут дешевле, а тут дороже» нет.
Критерии выбора специалиста
Для начала оцените его опыт, подход, взаимодействие с клиентами и репутацию. Не стесняйтесь задавать вопросы будущему подрядчику, попросите контакты клиентов. Спрашивайте не только про результаты, но и про то, как выстраивался процесс работы. Важным для вас критерием может быть стоимость работы с тем или иным исполнителем, количество специалистов, задействованных в вашем проекте, и частота общения с ними.
Опыт
Важно, чтобы специалист имел опыт работы с кампаниями примерно такого же бюджета из сферы, похожей на вашу. Опыт работы хорошего исполнителя исчисляется не годами присутствия на рынке, а количеством постоянных клиентов.
Портфолио
Если в портфолио специалиста есть интересные для вас работы и при этом он готов поделиться контактами довольных клиентов, приглашает вас в гости или даже просто предлагает созвониться по скайпу — всё это явно говорит в его пользу.
Взаимодействие
Обязательно обсудите, как вы будете взаимодействовать, насколько работа будет прозрачной. Дадут ли вам доступы, в каком виде будут предоставляться отчёты? В случае агентства признаком добросовестного специалиста будут детальные отчёты и онлайн-дашборды. Обратите особое внимание на договор: как он составлен и что собой представляет.
Информация о компании
Если на конкретные вопросы типа «Сколько человек у вас в штате?», «Кто будет работать над нашим проектом?», «Каким был ваш лучший проект в интересующей нас отрасли?» вы получаете расплывчатые ответы — это повод задуматься: возможно, и в дальнейшем при работе с этим специалистом будет сохраняться такая же неясность.
Подход
Обратите внимание на то, как специалисты погружаются в задачу. Если с вас не снимают запрос (бриф или интервью), это может привести к тому, что вы потеряете контроль над ситуацией. У хороших специалистов на погружение уйдёт не один день и даже не одна неделя. Чтобы выяснить все нюансы, вам зададут десятки вопросов, проанализируют ваших конкурентов, а в результате сами напишут качественное техзадание.
Обязательно выясните, как ведётся рекламная кампания. Если специалист только поддерживает ставки и подбирает минус-слова, этого недостаточно. Вам необходима серьёзная аналитика рекламных кампаний, корректировка семантического ядра, поиск новых каналов и возможностей для увеличения эффективности.
Репутация
Сегодня практически все компании и фрилансеры заводят блоги, по которым легко понять их квалификацию. Также обращайте внимание на постоянное участие в конференциях. Хороший специалист вряд ли бросит вас, если возникнут проблемы, потому что репутация ему дорога.
Выбирая агентство, обязательно спросите о сертификации. Впрочем, эту информацию всегда можно найти в открытом доступе. Например, на этой странице есть список сертифицированных Яндексом агентств.
Если вы приглашаете фрилансера или берёте специалиста в штат, также стоит попросить у него сертификаты, подтверждающие знание рекламных систем. Проверить сертификацию по продуктам Яндекса можно на этой странице.
Автоматизация
Для принятия решения очень важна информация о том, как специалист автоматизировал процессы, какую отчётность и аналитику ведёт, как часто и в каком виде он готов ей делиться. Автоматизация — это не только про экономию времени, но и про оптимизацию бюджета, поиск высококонверсионных фраз, сквозную аналитику и лучший результат за меньший бюджет.
Критериев может быть больше или меньше, определить, что важно, можете только вы сами.
Вы определили список критериев — что дальше?
Всё просто: нужно проранжировать эти критерии по степени важности для конкретного проекта, задач, текущей ситуации и так далее.
Допустим, вы понимаете, что возможность получать регулярные расширенные отчёты по рекламной кампании для вас важнее, чем наличие у специалиста опыта работы с похожим бизнесом. Дальше вам остаётся оценить каждого специалиста по выбранным критериям и определить, кто же больше всего вам подходит.
Чтобы вам было проще оценить исполнителя, мы подготовили специальный чек-лист. Слева — критерии, которые мы рассмотрели выше; вы сможете отметить важность каждого критерия для себя, а потом оценить, насколько этот критерий реализован у специалиста. В таблице только два специалиста, но, конечно, вы можете рассматривать и больше.
Посмотрите наше видео «Руководство по контекстной рекламе для заказчиков»: