Обновлено 12 декабря, 2024

Как применять ABC-анализ в маркетинге

Если у бизнеса небольшой ассортимент товаров или услуг, легко взглянуть на отчёты о продажах и понять, какие позиции приносят прибыль. Но когда компания расширяется, становится сложнее и приходится применять специальные инструменты, например ABC-анализ. Расскажем о том, что это за метод и как он пригодится бизнесу: в продажах, маркетинге и других сферах.

Что такое ABC-анализ и зачем его проводить

Рост бизнеса зависит от продаж и прибыли: чем выше эти показатели, тем лучше. Но не весь ассортимент приносит компании одинаковую пользу. Например, в книжном магазине люди могут активно покупать художественную литературу, а обучающую — гораздо реже. В результате отдел закупок тратит время и деньги, чтобы найти и привезти оба вида книг, но магазин получает прибыль только от одного.

Когда в ассортименте несколько позиций, проблему легко заметить. Но чем больше и шире категории, тем сложнее отследить, что люди практически не покупают. ABC-анализ — это один из способов аналитики ассортимента, который помогает выявить наиболее прибыльные товары или услуги.

Инструмент основан на принципе Парето, который гласит, что 20% усилий обеспечивают 80% результата. Если применять его к продажам, получится, что 20% товаров или услуг обеспечивают оборот на уровне 80%. ABC-анализ помогает выявить такие позиции и увеличить их долю: в каталоге или рекламных кампаниях.

Какие бывают виды ABC-анализа

Инструмент позволяет анализировать не только ассортимент товаров или услуг, но и другие сферы бизнеса. Например:

  • Склад — какие товары нужно продать быстрее
  • Поставщиков — с кем наиболее выгодно работать
  • Клиентов — какие покупатели из базы самые активные
  • Персонал — кто эффективен и продаёт больше остальных
  • Инвестиции — какие приносят максимальную отдачу
  • Маркетинговую стратегию — какие рекламные инструменты приводят больше лидов

Принцип анализа будет одинаковым, а в результате вы получите данные, на основе которых сможете проще распределять ресурсы и настраивать продвижение. Способ подходит не только для классификации товаров и услуг розничного офлайн-бизнеса, но и для онлайн-торговли: интернет-магазинов или маркетплейсов.

Как провести АВС-анализ

Понадобятся таблицы, например в Excel, а также данные о параметрах, которые планируете оценить. Например, если это товары или услуги, нужно взять сведения о продажах за определённый промежуток времени.

Достаточно проводить АВС-анализ раз в квартал — этого хватит, чтобы проследить динамику рентабельности. Если такая периодичность невозможна, проведение ABC-анализа допустимо раз в год.

Вот как сделать АВС-анализ — по шагам:

  1. Внесите каждый товар или услугу в первый столбец таблицы.
  2. Запишите суммарный доход от каждой позиции за период, который анализируете.
  3. Рассчитайте общий доход от всех товаров или услуг за период.
  4. Вычислите долю товара или услуги в обороте по формуле: разделите выручку от этой позиции на общую и умножьте на 100%.
  5. Рассчитайте накопленную долю каждой позиции: сложите накопленную долю первого товара с долей следующего.
Пример ABC-анализа
Пример, каким может быть расчёт для ABC-анализа

В результате сформируются следующие группы:

  • Группа A — накопленная доля меньше 80%, приносит максимум прибыли. Важно следить за качеством товаров или услуг из этой группы и стараться, чтобы они всегда были доступны покупателям.

    Что касается продвижения, то стоит запускать рекламу на эту группу, чтобы усилить спрос и повысить продажи.

  • Группа B — накопленная доля от 80 до 95%, приносят средний объём прибыли. Эти товары или услуги делают ассортимент разнообразнее и формируют постоянный доход.

    На позиции из этой группы тоже можно запускать рекламу, чтобы поддержать интерес покупателей.

  • Группа C — накопленная доля больше 95%, приносят минимальную прибыль. Стоит дополнительно проанализировать, что к этому привело. Возможно, на товар нет спроса в вашем сегменте или потенциальные покупатели не могут его найти по техническим причинам. По результатам важно пересмотреть стратегию продаж или вывести позиции из ассортимента.

    Без аналитики и оптимизации на эту группу товаров лучше не запускать трафик — есть риск, что вложения в рекламу не окупятся.

Как использовать результаты исследования

Итоги АВС-анализа используют для развития и продвижения бизнеса. Одна из сфер его применения — маркетинг. Специалист по продвижению может анализировать результаты, чтобы решить следующие задачи:

  • Выявить лидеров в ассортименте товаров или услуг, сконцентрироваться на продажах для привлечения новых клиентов
  • Проверить клиентскую базу и не тратить ресурсы на возвращение тех, кто почти ничего не покупает
  • Проанализировать инвестиции в рекламу, выявить способы продвижения, затраты на которые окупаются, и отказаться от убыточных

Рассмотрим пример. Специалист по продвижению запускает контекстную и таргетированную рекламу, а также размещает посты у блогеров. С помощью аналитики можно понять, какие каналы привели больше клиентов, и увеличить бюджет на них. Кроме того, аналитику можно комбинировать с отчётами из рекламных кабинетов или настраивать кампании на её основе.

Какие преимущества и недостатки у ABC-анализа

+ Анализ легко провести без профильных знаний — достаточно таблиц и несложных формул.

+ Если освоить АВС-анализ, то можно проверять не только ассортимент, но и другие сферы бизнеса.

— С помощью ABC-анализа не получится оценить внешние факторы, которые могут влиять на показатели: сезонные отклонения в спросе и другие.

— Метод отражает только количественные показатели и не показывает качественные. Именно поэтому, если товары или услуги бизнеса отличаются по свойствам, нужно анализировать их отдельно.

Как повысить эффективность ABC-анализа

Основной недостаток АВС-анализа — одномерность. Вы можете анализировать только один параметр — долю в обороте. Именно поэтому АВС-анализ редко используется сам по себе, его комбинируют с другой аналитикой. Дополнительный метод — XYZ-анализ. Читайте, как проводить XYZ-анализ и какую пользу он может принести бизнесу.

Что общего у ABC- и XYZ-анализов

Оба инструмента аналитики объединяет результат — ассортимент делится на три группы. Если у ABC-анализа группу определяет доля прибыли, то XYZ-анализ показывает спрос на товар или услугу.

Если коротко, XYZ-анализ говорит о том, какие товары или услуги люди покупают стабильнее всего, а какие, наоборот, могут долго лежать на полках и создавать большую часть запасов.
Чтобы комбинировать результаты ABC- и XYZ-анализов, нужно составить матрицу с группами по ассортименту. После у вас появится индекс, который поможет принимать решения — например, о продвижении конкретной группы. Покажем на примере.
Пример, как объединить группы товаров

Совмещение результатов в отдельной таблице даёт определённый индекс каждому товару

1/3
Таким образом, вам станет легче выстраивать маркетинговую стратегию в зависимости от задач бизнеса. Например, можно нацелиться на сокращение расходов на рекламу и продвигать только товары-локомотивы. Или взять курс на масштабирование и вложиться в товары со спонтанным спросом.

Как ABC-анализ можно использовать для продвижения в Яндекс Директе

На результаты ABC-анализа можно опираться, когда запускаете рекламу в Яндекс Директе. Вот несколько вариантов, как его применять:

  • Создавать отдельные структуры групп в кампании и делить их на сегменты A, B или C
  • Группировать ключевые слова по трём группам: от наиболее к наименее конверсионным

Рассказали, как составить семантическое ядро для сайта и что при этом учесть, а ещё подготовили урок «Сбор семантического ядра» в составе курса «Яндекс про Директ: продвинутый».

Чтобы создать несколько групп объявлений с разными настройками аудитории, используйте Единую перфоманс-кампанию (ЕПК). Она объединяет и расширяет возможности привычных форматов объявлений: текстово-графических, графических и товарных.

Как анализировать результаты через Яндекс Метрику

Для оценки итогов рекламной кампании, которую запускали на основе результатов ABC-анализа, нужно корректно рассчитать конверсию в продажу. В этом поможет Яндекс Метрика: она покажет, какая доля клиентов переходила по воронке на следующий этап и совершала конверсию.

Пример отчета по конверсиям в Яндекс Метрике
Пример, каким может быть отчёт по конверсиям
Чтобы получить подобный отчёт, создайте счётчик Метрики и поместите на сайте, который готовите к продвижению. Далее настройте цели — действия, которые будет фиксировать счётчик, например звонок, заявка или добавление товара в корзину. Разобрали, как считать конверсию в продажу и улучшать результаты.

Кратко

  • ABC-анализ — это способ, который помогает анализировать ассортимент товаров или услуг. Расчёт показывает, какую долю прибыли приносит каждая группа.
  • С помощью ABC-анализа можно оценивать не только товары и услуги, но и другие аспекты. Например, склад, поставщиков, инвестиции, клиентов, персонал и маркетинговую стратегию.
  • Чтобы провести ABC-анализ, не нужны профильные знания в бухгалтерии. Хватит информации о сфере, которую планируете анализировать, и таблиц.
  • Оптимальный срок для ABC-анализа — каждый квартал. Приемлемый — каждый год.
  • Результат ABC-анализа — группы товарных позиций. Первая даёт максимум прибыли, вторая чуть меньше, а третья — минимум.
  • Благодаря анализу можно пересмотреть ассортимент и сконцентрировать усилия на первых двух группах, которые формируют стабильный доход.
  • ABC-анализ — это не идеальный инструмент, поэтому его лучше комбинировать с другими методами, например XYZ-анализом. Это позволит выявить группы товаров и составить грамотную маркетинговую стратегию на основе целей бизнеса.

Примените знания на практике

Как XYZ-анализ помогает компаниям: с закупками и в маркетинге

SWOT-анализ: что это такое и для чего нужен в рекламе

Подпишитесь, чтобы получать полезные материалы

Статьи

Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными

Подпишитесь на новости

8 800 234-24-80

Звонок из регионов России бесплатный

© 2025 Яндекс