Что такое оферта
Оферта — это предложение заключить соглашение с адресатом, в котором должны быть описаны его существенные условия.
Анна Чеботарёва
Начальник юр. отдела в IT-компании
Существенные условия — это наиболее важные для сторон условия договора. Их устанавливает Гражданский кодекс РФ и сами партнёры для каждого вида сделки.
Например, если вы заключаете лицензионный договор, то необходимо указать название программы, территорию и способы использования прав, а также цену или порядок, по которому определяется программное обеспечение.
Если стороны не договорились по существенным условиям или не указали одно из них, считается, что соглашение они не заключили, соответственно, его не нужно исполнять.
Адресату предлагают принять условия и согласиться на сделку — совершить акцепт. Это может быть устное согласие или какое-то действие. Оплата покупки в интернет-магазине — это заключение договора купли-продажи, а запись на онлайн-консультацию — договор на оказание услуг.
Оферта превращается в договор только после принятия акцепта. То есть если автор (оферент) предложил адресату некие условия, а адресат принял их и совершил определённое действие — акцепт, то между ними заключается соглашение.
Договор имеет такую же юридическую силу, как и обычный бумажный документ с подписями и печатью. После акцепта менять условия оферты нельзя, обе стороны обязаны исполнить их. Ещё акцепт должен быть безусловным: когда клиент просит снизить цену или спрашивает о скидках, то сделка не заключена, так как он не принял всех предложенных условий.
Один из примеров оферты — раздел со стоимостью услуг на сайте. С его помощью исполнитель сообщает, что готов выполнить работу за указанную сумму любому желающему. Пока потенциальный клиент просто выбирает, он ещё не принял условия и ни одна из сторон ничего не должна другой. Как только человек оплатил услугу на сайте, то есть совершил акцепт, фактически между ним и исполнителем заключена сделка.
Например, если на сайте указано, что настройка рекламы стоит 20 тыс. рублей, исполнитель не может попросить за неё 25 тыс. рублей. Это нарушит правило изменения условий оферты. Даже если исполнитель решил поднять цены на свои услуги, но ещё не обновил их на сайте, через который взаимодействует с клиентами, он обязан выполнить работу по указанной стоимости.
Запускать кампании можно в Яндекс Директе. Это сервис для размещения контекстной и медийной рекламы. С его помощью вы можете эффективно продвигать товары и услуги в поиске Яндекса, Картах и на площадках Рекламной сети (РСЯ).
Среди преимуществ сервиса:
- Широкий охват аудитории — более 75 млн человек видят объявления Директа ежедневно
- Гибкие настройки позволяют находить нужную аудиторию для рекламы и управлять бюджетом
- Разнообразие форматов — текстово-графические, графические, товарные объявления, реклама страниц каталога и другие медийные форматы
- Подробная аналитика — детальные отчёты помогают оценивать эффективность продвижения и вносить корректировки в кампанию
Узнайте больше о Яндекс Директе на сайте сервиса.
Виды оферты
Существует два типа оферты.
Непубличная оферта. Это персональное предложение о сотрудничестве. Другими словами, оно действительно только для его получателя. Если компания присылает потенциальному подрядчику предложение о работе со сроками и суммой гонорара в личном сообщении, то на остальных людей оно не распространяется. Если другой подрядчик изъявит желание сотрудничать с компанией на этих условиях, она имеет право отказать.
Публичная оферта. Адресована не кому-то конкретному, а всем желающим. Например, найти товар на маркетплейсе и купить его за указанную цену может любой человек. В этом случае продавец не имеет права изменить предложение или отказать в продаже.
Какие условия должны быть указаны в оферте
В нормативных документах используют термин «существенные условия», то есть достаточные для совершения сделки. Единых требований к ним в Гражданском кодексе нет, потому что они зависят от вида договора.
Например, для заключения договора купли-продажи нужно обязательно отразить в оферте наименование и количество товара. Стороны также могут признать, что существенными условиями будут цена, сроки доставки и правила возврата. Для заключения договора на оказание услуг обязательными пунктами будут виды и сроки выполнения работ и их точная стоимость.
Если в оферте не будут прописаны все существенные условия, то считается, что соглашение не заключено.
Что такое счёт-оферта и коммерческое предложение
Счёт-оферта — это нечто среднее между договором и счётом на оплату. В нём указывают наименование, количество и стоимость товаров или услуг, реквизиты сторон и другие важные условия. Подписывать счёт-оферту, как контракт, не нужно. Если покупатель согласен с предложением, ему нужно лишь оплатить счёт.
Коммерческое предложение — это описание возможной сделки в свободной форме, в котором необязательно указывать конкретные условия. Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 49 коммерческое предложение не является офертой, если в нём это не указано. То есть написать «не является офертой» в коммерческом предложении можно, чтобы не иметь обязательств перед второй стороной в случае, если она согласится на сделку.
Как составить оферту и можно ли менять её условия
Оферта необязательно должна выглядеть как отдельно оформленный документ, её форма зависит от ситуации. Например, офертой считается:
- Отдельная страница на сайте агентства с условиями работы
- Стоимость услуг, которую исполнитель написал заказчику в мессенджере
- Карточки с описанием товаров в интернет-магазине
Во всех этих случаях одна сторона называет другой конкретное предложение, его стоимость и условия получения. Если его примут, то каждая из сделок будет иметь юридическую силу.
При этом в зависимости от ситуации сделка может состояться и без подписания договора. Например, для покупки ноутбука в интернет-магазине составлять отдельный документ не нужно, а вот порядок работы с рекламным агентством лучше оформить и подробно указать виды и сроки работ, их стоимость и другие важные детали.
Условия оферты можно менять в любой момент, но изменения будут действовать только для новых клиентов.
Например, фрилансер с понедельника повысил цены на свои услуги на 2 тыс. рублей — изменил публичную оферту. Все заказчики, которые обратятся к нему после этого, заплатят по новому прайсу. А вот люди, которые начали с ним сотрудничать до повышения, должны получать услугу по старой цене, которая действовала в момент акцепта. Если клиент придёт, думая, что заплатит фрилансеру 5 тыс. рублей, а у него внезапно попросят доплату, это может стать поводом для спора и судебного разбирательства.
Анна Чеботарёва
Начальник юр. отдела в IT-компании
Чтобы застраховать себя от нежелательных сделок и заложить основу для возможного изменения цены, рекомендую указывать в оферте срок её действия.
Например, можно добавить формулировку «Предложение действительно до __.__._____». Такое условие оферты даёт заказчику понять, что после указанной даты условия могут измениться, а иногда и стимулирует их приобрести ваш товар или услугу, пока срок действия предложения не истечёт.
При этом если публичная оферта меняется, то правки нужно вносить сразу везде. Например, услуги специалиста по настройке контекстной рекламы можно посмотреть на площадке поиска исполнителей, в соцсетях и на его сайте. Если цены меняются, то обновить данные нужно на всех трёх платформах.
Непубличную оферту также можно отменить, если адресат её уже получил, но ещё не принял — например, не подписал договор или не оплатил. Если акцепт совершён, то адресат вправе требовать услугу на старых условиях.
После заключения сделки поменять её условия можно только в общем порядке. Для этого необходимо подписать дополнительные соглашения или договориться устно.
В случае с публичными офертами стороны крайне редко письменно меняют условия договора. Если же оферта таковой не является, обычно они подписывают отдельные дополнительные соглашения к ней, в которых корректируют условия. Заменять можно любые пункты: описание товара или услуги, сроки действия договорённостей, права и обязанности сторон, требования к конфиденциальности данных и другое.
Где стоит разместить оферту
Нет чётко установленных правил, где нужно размещать оферту. Однако доступ к ней не может быть чем-то ограничен. Все цены, условия оплаты и порядок работы должны быть размещены на видном месте. Лучше это делать на отдельной странице, чтобы у клиента была возможность легко найти и прочитать оферту до момента совершения акцепта. В противном случае её могут признать незаконной.
Если исполнитель предлагает свои услуги через социальные сети, а не сайт, оферту можно оформить в виде отдельного документа в облачном сервисе и разместить ссылку на него в профиле.
Образец оферты для сайта
Утверждённого типового документа для оферты нет, но можно воспользоваться шаблоном. В оферте важно отразить, кто является Исполнителем и Заказчиком и какой акцепт нужно совершить для заключения договора. В конце документа обычно указывают свои данные:
- Юридические для организаций — название, ИНН, ОГРН, юридический адрес и реквизиты
- Персональные для физических лиц — имя, ИНН, адрес регистрации, реквизиты и контакты
Что значит фраза «не является публичной офертой» в рекламе
Такой дисклеймер компании обычно используют, чтобы обезопасить себя от нежелательных сделок и иметь возможность менять их условия по своему усмотрению.
Но на самом деле в рекламе эта фраза не имеет однозначной юридической силы. Если возникнет спор между сторонами, то суд в первую очередь будет анализировать именно содержание объявления, а не наличие сноски «не является публичной офертой».
Если в объявлении указаны название и стоимость услуги без оговорок, то его могут посчитать офертой. Например, если на рекламном баннере агентства написано «Проведём аудит контекстной рекламы за 40 тыс. рублей», то это вполне конкретные условия сделки, и, скорее всего, их сочтут офертой. Если же написать «от 40 тыс. рублей», то тогда точной цены нет, а значит, объявление просто оповещает, что у компании есть такая услуга.
Когда оферты недостаточно для заключения сделки
Есть ситуации, когда для заключения сделки между сторонами требуется именно оформление бумажного документа с подписями. Вот некоторые из них:
- Нетиповые услуги. Например, если заказчику не подходят стандартные условия и он хочет изменить их — вместо установленного одного месяца технической поддержки получить два. Тогда в соглашении это обязательно нужно прописать. Это поможет избежать возможных споров и претензий сторон друг к другу.
- Клиенты учитывают и подтверждают свои расходы. Скорее всего, для отчётности им понадобятся договор и акты с реальными подписями. Если сотрудничество с такими заказчиками имеет большое значение, лучше пойти им навстречу и заключить стандартный договор.
- Подписание договора предусмотрено законом. Например, нельзя продать недвижимость без оформления договора купли-продажи и регистрации в Росреестре согласно ст. 550 Гражданского кодекса РФ.