Расскажите, где читаете отраслевую аналитику

Про обучение

3 апреля, 2025

Метод SMART: что это такое и как он поможет в работе маркетолога

Для успешного продвижения бизнеса важно уметь ставить чёткие, реалистичные и понятные всем участникам команды цели. Иначе есть риск не получить нужный результат. Существуют разные методики, которые помогают формулировать задачи, одна из них — SMART. Рассказываем об этом популярном подходе: в чём заключается, для чего подойдёт и как применять в работе.

Что такое метод SMART и какие у него критерии

Метод SMART — это подход, который позволяет формулировать задачи максимально понятно. Если цель реалистична, у неё есть сроки и критерии для оценки результата — достичь её гораздо проще.

В основе методики лежат пять критериев, которые зашифрованы в аббревиатуре SMART:

S — Specific (конкретная). Задача поставлена чётко и однозначно. Если цель понятна для сотрудников, её не придётся уточнять, но если задача сформулирована размыто, работники могут неправильно выполнить её.

Пример конкретной цели
В примере слева цель звучит абстрактно: непонятно, над продажами через какой канал необходимо работать. Формулировка справа более конкретная

M — Measurable (измеримая). Задача содержит критерии, по которым будет оцениваться результат. В идеале это определённое число, например процент роста продаж или конверсии. Если непонятно, как происходит оценка, будет сложно отслеживать и корректировать ход работы.

Пример измеримой цели
Цель слева не даёт понимания, на сколько необходимо повысить средний чек. Формулировка справа содержит конкретный критерий, на который можно ориентироваться в процессе работы

A — Achievable (достижимая). Цель амбициозная, но реалистичная. Она должна быть основана на объективных показателях: например, результатах конкурентов или ваших собственных данных с прошлых рекламных кампаний. Если поставить недостижимую задачу, есть риск, что команда не выполнит её. А это может снизить мотивацию сотрудников и качество дальнейшей работы.

Пример достижимой цели
Цель в столбце слева явно нереалистична с учётом текущих показателей. Задача справа более достижима: можно начать с неё и постепенно «повышать планку»

R — Relevant (актуальная). Задача соответствует глобальной стратегии компании. Иначе можно зря потратить ресурсы на работу, которая на самом деле не нужна и не приносит пользу бизнесу.

Пример актуальной цели
Задача слева, скорее всего, не соответствует стратегии бизнеса: компания получит нецелевые заявки и потратит бюджет впустую. В задаче справа с этим проблем нет

T — Time-bound (ограниченная по времени). У каждой задачи есть дедлайн. Сроки помогают расставить приоритеты, сфокусироваться, отследить процесс работы и довести начатое до конца.

Пример ограниченной по времени цели
Без дедлайна задачу слева постоянно будут откладывать, а цель справа, скорее всего, будет достигнута в нужный срок

Как SMART-цели помогают в маркетинге

SMART-методику используют не только менеджмент, но и маркетологи: она помогает обозначить цели бизнеса, связанные с продвижением. Например, можно поставить задачи на подготовку креативов, запуск рекламных кампаний, повышение ключевых показателей эффективности в рекламе.

Обычно формулирование целей — задача руководителя. Но отдельные команды и сотрудники тоже могут ставить себе точечные задачи по SMART, например:

  • Дизайнер — подготовить 10 креативов для определённого сегмента аудитории к понедельнику
  • SMM-специалист — создать контент-план с постами на следующий месяц к 1 марта
  • Копирайтер — написать и выпустить статью в блоге к пятнице

Какие преимущества и недостатки есть у метода

У SMART-подхода есть много плюсов, благодаря которым его активно используют при постановке целей в маркетинге и не только. Но метод не универсальный, есть и минусы.

Преимущества

Помогает сформулировать задачу. Принципы метода понятны даже тем, для кого управление проектами не основная специализация. Чтобы поставить цель по SMART, не нужно изучать большое количество источников.

Задаёт единое направление для совместной работы. С помощью модели SMART можно донести цели компании до всех сотрудников. Метод помогает избежать недопонимания и конфликтов, которые иногда возникают из-за того, что участники команды по-разному истолковывают задачу.

Позволяет легко понять, достигнута ли цель. Благодаря чёткой формулировке достаточно сравнить результат с описанием задачи — не нужно проводить подробную аналитику.

Недостатки

Не подходит для глобальных целей. По SMART можно формулировать точечные задачи — например, по повышению ключевых показателей эффективности или тестированию новых рекламных инструментов. Но глобальные цели вроде стратегии продвижения компании на ближайший год не вписываются в критерии СМАРТ.

Требует дополнительных инструментов. Система SMART задаёт только цель — помогает ответить на вопрос: «Что именно нужно сделать?» А вот сформулировать пути и способы её достижения придётся уже другими методами.

Какие распространённые ошибки встречаются при использовании SMART

Ставить несколько целей под видом одной. Если пытаться работать над несколькими задачами одновременно, есть риск потерять фокус и не выполнить ни одну. Чтобы избежать этой проблемы, стоит разделять крупные задачи на подзадачи и этапы, причём каждый отдельно формулировать по SMART.

Разбивать одну задачу на несколько удобно с помощью интеллект-карт, или майндмэпов. Это способ организации идей в виде диаграммы. В центре находится ключевой элемент, например основная цель, а от него идут ветви со связанными блоками — подзадачами. Построить интеллект-карту можно в Яндекс Концепте — сервисе для совместной работы с пространствами и досками.

Пример интеллект-карты
Например, так может выглядеть майндмэп для задачи по запуску рекламы. Эта цель состоит из нескольких этапов, которые отражены на интеллект-карте

Устанавливать нереалистичные сроки. Один из принципов формулировки задач по SMART — ограниченность по времени. Но дедлайны должны быть не только чёткими, но и объективными. Иначе это может привести к повышенной нагрузке на сотрудников, нарушению сроков и некачественному результату. Например, вряд ли удастся за сутки с нуля создать и запустить лендинг. Даже если работаете с готовыми шаблонами, а текст пишете с помощью нейросетей, лучше выделить на задачу три-четыре дня.

Забывать о глобальных планах компании. Перед тем как формулировать задачи, необходимо проанализировать, как развивается бизнес, на что нацелен, какие результаты получает сейчас. Если проделать эту работу, получится задать цель, которая принесёт больше пользы.

Не корректировать цели по ходу выполнения. Условия, в которых находится компания, могут меняться в зависимости от ситуации на рынке, обстановки в мире, стратегии конкурентов. Некоторые задачи становятся неактуальными, и важно периодически их корректировать. Допустим, вы поставили цель повысить продажи на 10% в течение квартала. Но в это время с рынка ушёл один из ключевых конкурентов, и многие его покупатели обратились к вам. Значит, можно поменять цель с 10%, например, до 20%.

Как поставить задачу по SMART: чек-лист

Постановка и планирование задачи включает в себя несколько этапов. Они универсальные и не зависят от ниши бизнеса. Поставить цели по этому алгоритму можно, например, при продвижении услуг ремонта, диджитал-агентства или товаров для дома.

Шаг 1. Проведите исследование текущих данных. Прежде чем ставить цели на будущее, необходимо оценить ситуацию в настоящем. Например, если стоит задача увеличить продажи, изучите, сколько продаж ежемесячно компания делает сейчас, какой средний чек у покупателей, какие товары пользуются наибольшей популярностью, а какие дольше всего задерживаются на складе. Также важно проанализировать каналы продаж: какие из них дают наилучший результат.

Подробнее о том, как оценивать текущие результаты, мы рассказали в статье «Как применять ABC-анализ в маркетинге».

Шаг 2. Выявите зоны роста. Определите, что необходимо сделать для достижения цели. В этом поможет анализ конкурентов: сравните показатели вашей компании и данные других аналогичных фирм. Например, если ваш средний чек ниже, чем у конкурентов, возможно, это и есть зона роста. Тогда необходимо работать в этом направлении.

Шаг 3. Сформулируйте цель. Используйте все пять принципов подхода SMART: конкретность, измеримость, достижимость, актуальность для компании и ограниченность во времени. К примеру, в случае со средним чеком задача может звучать так: «Повысить средний чек на 10% в течение квартала».

Когда цель поставлена, остаётся продумать способы, как обеспечить её достижение. Этот этап не относится напрямую к SMART-модели, но забывать о нём не стоит. Например, увеличить средний чек можно за счёт дополнительных продаж к основному товару.

Как использовать метод SMART при запуске рекламы в Яндекс Директе

Тем, кто занимается продвижением в Яндекс Директе, подход SMART поможет сформулировать цели по оптимизации рекламной кампании и достичь запланированных KPI. Например, задачи могут звучать так:

  • Повысить количество переходов на сайт на 5% в течение месяца
  • Снизить стоимость привлечения клиента на 10% за квартал
  • Снизить стоимость конверсии из лида в покупку до 1 500 рублей за две недели
  • Повысить количество брендовых запросов в поиске на 30% за полгода

Подробнее о том, как улучшать показатели рекламы, мы рассказали на бесплатном курсе «Яндекс про Директ: продвинутый». Оптимизации кампаний посвящён модуль 8: вы узнаете, какие бывают уровни оптимизации и как проводить её в зависимости от целевых KPI. Обучение доступно в текстовом формате и в виде видеолекции, а в конце вас ждут короткие задания для самопроверки.

Постановка целей по SMART в маркетинге: выводы

Методика SMART помогает формулировать цели. Она основана на пяти принципах, каждый обозначен одной из букв в аббревиатуре:

  • S — Specific (конкретная цель)
  • M — Measurable (измеримая)
  • A — Achievable (достижимая)
  • R — Relevant (актуальная)
  • T — Time-bound (ограниченная по времени)

Ставить цели по SMART можно в различных сферах, в том числе в продвижении. Маркетологи часто используют метод, чтобы сформулировать задачи по оптимизации рекламных кампаний.

Главное преимущество модели — простота. Принципы легко запомнить и применить даже без опыта в управлении проектами. Но работа по СМАРТ подойдёт не во всех ситуациях. Например, его сложно использовать при постановке глобальных целей. Также метод требует дополнительных инструментов, которые помогут определить, как достичь цели.

Примените знания на практике

Дополнительные материалы:

План-фактный анализ: что это, для чего может быть полезен в маркетинге и рекламе

Что такое интеллект-карта и как её сделать

Как применять ABC-анализ в маркетинге

SWOT-анализ: что это такое и для чего нужен в рекламе

Как XYZ-анализ помогает компаниям: с закупками и в маркетинге

Гид по формуле ВПР в Excel для интернет-маркетолога

Подпишитесь, чтобы получать полезные материалы

Статьи

Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными

Подпишитесь на новости

8 800 234-24-80

Звонок из регионов России бесплатный

© 2025 Яндекс