Для интернет-магазинов
Про обучение

10 сентября, 2025

Ассоциированные конверсии, или Что делать, когда стандартные модели атрибуции не подходят

Вместе с агентством i-Media делимся инструкцией, как найти ассоциированные конверсии в Яндекс Метрике и как создать собственную модель атрибуции

В digital-маркетинге понимание того, какие каналы и кампании приводят к конверсиям, необходимо для оптимизации бюджета и повышения эффективности продвижения. Но стандартные модели атрибуции, например по первому или последнему переходу, не всегда отражают реальную картину. В каких случаях они не подходят и как точнее оценить вклад каждого канала, поможет разобраться эта статья.

Когда стандартные модели атрибуции не работают

Стандартные модели атрибуции работают, если более 80–90% пользователей совершают макроконверсию, например «покупку», уже в первый визит. Если же пользователь до совершения конверсии несколько раз взаимодействовал с разными каналами, такие модели могут работать неточно, так как учитывают только одно взаимодействие — первый, последний или последний значимый переход.

Пример
Пример, как может выглядеть путь пользователя к достижению макроконверсии и как при этом могут работать модели атрибуции
На схеме выше пользователь зашёл на сайт пять раз из разных источников, прежде чем совершил покупку. В таком случае стандартные модели атрибуции не покажут вклад каналов, которые помогли пользователю в середине пути, когда намерение купить только появилось и он впервые добавил товар в корзину.
Чем больше визитов совершает пользователь перед покупкой и чем больше каналов трафика использует, тем менее точно атрибуция по первому, последнему или последнем значимому переходу отражает вклад каждого канала.

Если вы используете несколько платных каналов привлечения трафика, важно проверить, сколько макроконверсий совершается во время первого визита пользователя.

Для этого подойдёт отчёт «Общее число визитов» в Яндекс Метрике:

  1. Ориентируйтесь на строку «Визитов в истории» — она поможет понять, как часто пользователи совершают целевые действия сразу, без промежуточных визитов.
  2. Определите ключевую для бизнеса цель, например «Ecommerce: покупка», как в примере ниже, или «Отправка заявки».
  3. Вместо абсолютных значений настройте отображение доли в процентах по целевым визитам. Чем ниже этот процент, тем сильнее атрибуция по последнему клику может искажать вклад других каналов.

Совет

При настройке отчёта выберите длительный период, чтобы исключить влияние случайных факторов или сезонности в бизнесе или сфере.

Отчёт
Отчёт «Общее число визитов» в Яндекс Метрике

На примере выше — отчёт ecommerce-проекта, где около 40% покупок совершаются в ходе первого визита. Это значит, что атрибуция по последнему переходу может быть неточной для 60% макроконверсий, так как она не учитывает предыдущие этапы пути пользователя к конверсии.

Решением для таких проектов может стать мультиканальная аналитика, которая отражает вклад всех этапов.

Как работают и зачем нужны ассоциированные конверсии и чем они отличаются от атрибуции по последнему значимому переходу

Ассоциированные конверсии — это промежуточные точки касания с брендом, которые помогают потенциальным клиентам быстрее совершить целевое действие. Это решение помогает не переоценивать роль последнего или первого касания в достижении конверсии. Ассоциированные конверсии можно рассматривать как разновидность линейной модели атрибуции. В ней ценность конверсии делится между всеми визитами, а в случае с ассоциированными конверсиями каждому визиту присваивается признак промежуточной точки.

Линейная модель атрибуции лучше подходит для проектов, доход которых легко оценить. Это могут быть ecommerce-сайты или бизнесы, сквозная аналитика которых позволяет понять, какой доход приносят конверсии, и распределить эту сумму между всеми визитами, которые привели к покупке.

Если данных о доходе нет, можно разделить фактические конверсии на количество визитов — ассоциированных конверсий. В этом случае вы получите результат в виде дроби — например, 0,33 конверсии на визит.

Разберём на примере

Рассмотрим данные конкретного проекта, чтобы сравнить эффективность источников трафика с помощью ассоциированных конверсий и атрибуции по последнему значимому переходу и определить, какой подход работает лучше. Основной KPI проекта — CPL. Дашборд в Power BI позволяет сравнить показатели, полученные с помощью ассоциированных конверсий и атрибуции по последнему значимому переходу сразу по всем кампаниям.

Красная линия, которая начинается в начале оси координат, показывает, что между CPL есть связь независимо от подхода. В среднем чем выше CPL по последнему значимому переходу, тем выше он будет при расчёте с учётом ассоциированных конверсий. Но это правило работает не для всех кампаний. Серая и фиолетовая линии, которые идут от обеих осей, делят кампании на четыре группы в зависимости от того, как они расположены относительно средних значений CPL, рассчитанных с учётом разных подходов.

Кампаниям из красного сектора нужно уделить внимание и оптимизировать их. А кампании из тёмно-зелёной зоны в левом нижнем углу можно оставить или пробовать масштабировать. Наибольший интерес вызывают кампании, которые по-разному оцениваются моделями — голубой и зелёный секторы.

Пример

Как читать график:

  • Красный сектор — высокая CPL по каждому подходу
  • Тёмно-зелёный — низкая CPL по каждому подходу
  • Голубой — высокая CPL по модели последнего значимого и низкая с учётом ассоциированных конверсий
  • Зелёный — низкая CPL по модели последнего значимого и высокая с учётом ассоциированных конверсий

Размер круга на графике отражает расходы на кампанию.

Кампании, CPL которых выше средней по модели последнего значимого перехода и ниже с учётом ассоциированных конверсий

Эти кампании могут быть недооценены, если использовать только стандартную модель атрибуции — по последнему значимому переходу.

Так происходит, потому что подобные кампании часто встречаются в цепочках касаний пользователей, которые совершают целевое действие. Например, кампания с ID 55677669 при модели атрибуции по последнему значимому переходу получает 17 лидов, и стоимость привлечения каждого из них более чем вдвое выше средней. Однако ассоциированных конверсий более чем в 12 раз больше, а CPL — в два раза ниже средней.

Пример
Фильтр по кампаниям, CPL которых выше средней по модели последнего значимого перехода и ниже с учётом ассоциированных конверсий

Кампании, CPL которых выше средней с учётом ассоциированных конверсий и ниже по модели последнего значимого перехода

Эти кампании могут быть переоценены, если использовать только атрибуцию по последнему значимому переходу, так как они относительно редко встречаются в цепочках касаний пользователей, совершивших целевое действие.

Например, кампании с ID 56286938 по модели последнего значимого перехода приписывается 29 лидов со средней CPL. При подсчёте по ассоциированным конверсиям CPL будет в два раза выше среднего.

Пример
Фильтр по кампаниям, CPL которых выше средней с учётом ассоциированных конверсий и ниже по модели последнего значимого перехода
При анализе кампаний важно учитывать их цели. Например, ретаргетинговые кампании часто переоцениваются при анализе по модели последнего значимого перехода, а кампании, направленные на повышение узнаваемости, могут быть недооценены. Именно поэтому не стоит опираться только на один подход при оценке эффективности.

Как отслеживать ассоциированные конверсии в Яндекс Метрике

В Яндекс Метрике можно оценить количество ассоциированных конверсий для группировки любого уровня — например, источника трафика, каналов, кампании или группы объявлений.

Вот как это сделать:

  1. Откройте отчёт «Источники, сводка». Он содержит данные обо всех источниках трафика и их вкладе в достижение целей.
  2. Создайте сегмент с визитами, в которых была достигнута интересующая вас цель, например покупка.
  3. Убедитесь, что в атрибуции выбрана модель «Последний переход». Это позволит сосредоточиться на тех визитах, в ходе которых цель была достигнута, но ваш источник трафика не был финальным.
  4. Выделите визиты, в которых интересующий вас источник или кампания были одними из источников трафика, но не последними перед достижением цели.

Количество визитов и конверсий, которые пользователь совершил в цепочках с интересующим вас источником трафика, отобразятся в отчёте.

Пример
Пример настроек для отслеживания ассоциированных конверсий
У этого метода есть ограничения. В одном отчёте можно анализировать визиты только для одного источника трафика. Отдельно посчитать в одном отчёте ассоциированные конверсии по каждому источнику трафика не получится.

Совет

Рассчитывайте окно атрибуции, в которое будет попадать 95% цепочек с макроконверсией, или используйте среднее значение интервала от первого визита до визита с конверсией с учётом доверительного интервала. Таким образом проекту будет необходимо выгружать сырые (неагрегированные) данные с помощью Logs API или подключить Data Streaming и строить свою модель атрибуции.

Подробнее о работе с ассоциированными конверсиями в Метрике читайте в статье.

Как создать собственную модель атрибуции с помощью данных Яндекс Метрики

Для более гибкой аналитики можно создать собственную модель атрибуции на основе неагрегированных (сырых) данных Яндекс Метрики. Только с их помощью можно получить уникальные идентификаторы пользователей и визитов.

Чтобы построить свою модель атрибуции:

  1. Выгрузите данные из Яндекс Метрики, например через Logs API. В них должны входить:
    • Идентификатор пользователя — ym:s:counterUserIDHash
    • Идентификатор визита — ym:s:visitID
    • Источники трафика (каналы, кампании, объявления) в нужной атрибуции
    • Дата и время визитов
    • Целевые действия (достижения целей или ecommerce-покупки)
  2. Обработайте данные с помощью языков программирования или BI-систем. На этом этапе можно:
    • Распределить ценность конверсии между всеми визитами
    • Учесть особенности бизнеса и установить более длительное окно атрибуции, если решение о покупке происходит в течение большого периода времени
    Пример
    Пример тестового дашборда с ассоциированными конверсиями в BI-системе
    Чтобы выгружать и хранить неагрегированные данные и строить на их основе гибкие модели атрибуции, используйте пакет Метрика Про. Этот инструмент особенно полезен проектам с миллионами визитов за анализируемый период или сложными и разнообразными воронками конверсий. Узнать обо всех возможностях и преимуществах пакета можно на сайте.

    Как не ошибиться с выбором модели атрибуции или подхода для аналитики

    Оценка вклада разных каналов в конверсии позволяет оптимизировать затраты на продвижение и эффективнее расходовать бюджет. Выбор модели атрибуции или подхода к аналитике зависит от особенностей бизнеса:

    • Если более 80–90% макроконверсий, например покупок, на сайте совершаются уже в первый визит, подойдут стандартные модели — например, по первому или последнему клику
    • Если же до совершения конверсии пользователь несколько раз взаимодействовал с разными каналами, более эффективными будут мультиканальные подходы, например с учётом ассоциированных конверсий

    Ориентируйтесь на рекомендации в этой статье, чтобы выбрать подходящий подход к атрибуции и при необходимости создать собственную модель на основе данных Метрики.

    Дополнительные материалы

    Что такое конверсия в продажах и как её считать
    Что такое конверсия и как её рассчитать
    Конверсионный маркетинг: что это такое и как использовать
    Как настроить кампанию с конверсионной стратегией
    Статьи

    Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными

    Подпишитесь на новости

    8 800 234-24-80

    Звонок из регионов России бесплатный

    © 2025 Яндекс