Про обучение

Модуль 9. Метрика

Урок 11. Модели атрибуции

В этом блоке разберём:

  • Что такое атрибуция
  • Какие есть модели атрибуции
  • Как выбрать модель атрибуции

Этот урок доступен в текстовом и видеоформате:

2025-04-18T14:31:56.914Z

Что такое атрибуция

Пользователи не всегда совершают целевое действие при первом визите. Перед этим они могут переходить на сайт несколько раз. Например, по рекламному объявлению, по ссылке в результатах Поиска или закладке, сохранённой в браузере. Но как определить, какой визит привёл пользователя к целевому действию и из какого источника он произошёл? Ответ на этот вопрос помогает найти выбранная модель атрибуции.

Атрибуция — понимание, как разные источники трафика влияют на совершение целевого действия. Она помогает определить, какие каналы привлечения клиентов вносят наибольший вклад в достижение конверсий и целей.

Атрибуция позволяет принимать более обоснованные решения в маркетинговых кампаниях, оптимизировать расходы и повышать эффективность рекламы.

Какие есть модели атрибуции

Модель атрибуции — это правило, которое определяет, какой из переходов на сайт считать источником визита.

В отчётах доступны пять моделей атрибуции:

  • Первый переход
  • Последний переход
  • Последний значимый переход
  • Последний переход из Директа
  • Автоматическая атрибуция

В дополнение к моделям можно использовать режим «Кросс-девайс». Он учитывает визиты пользователей на пути к конверсии со всех устройств.

При расчётах учитывается окно атрибуции. Это значит, что атрибуция применяется ко всем визитам посетителя, исключая перерыв в 90 дней между посещениями. Если пользователь не заходил на сайт в течение 90 дней, затем вернулся на 91-й день, его визит будет считаться первым переходом. Источник, из которого он перешёл, система зафиксирует как первый.

Рассмотрим каждую из моделей атрибуции подробнее.

Первый переход

В этой модели источником любых визитов пользователя считается его первый переход на сайт за последние 180 дней.

Модель подходит:

  • Чтобы отнести конверсию к тем объявлениям или ключевым фразам, которые изначально привели посетителей на сайт
  • Для сайтов с отложенной конверсией, где пользователи принимают решение о покупке в течение длительного времени

Последний переход

В этой модели для каждого визита Метрика определяет источник перехода в текущий момент, без учёта истории визитов посетителя.

Модель подходит:

  • Для технического анализа сайта
  • Для сравнения данных между отчётами Яндекс Директа и Метрики, так как логика работы других моделей может различаться в зависимости от сервиса

Последний значимый переход

Модель разделяет все источники переходов за последние 90 дней на:

  • Значимые — переходы с объявлений, из результатов поиска и с других сайтов
  • Незначимые — переходы с сохранённых страниц, внутренние переходы, прямые заходы на сайт

Модель подходит:

  • Чтобы отнести конверсии к тем объявлениям и ключевым фразам, по которым пользователь перешёл на сайт перед достижением цели.
  • Чтобы учесть конверсии, которые теряются в модели «Последний переход». Например, если посетитель оставил вкладку открытой, время бездействия превысило тайм-аут и при возобновлении активности система зарегистрировала новый визит.

Если визит произошёл после незначимого перехода, его источником считается предыдущий значимый переход.

Например, на схеме ниже источники первых трёх визитов, Поиск, Директ и реклама — значимые. Источник последнего визита — прямой заход — незначимый. В этом случае система приписывает визит третьему значимому источнику — рекламе.

Последний переход из Директа

Эта модель из всех последних значимых переходов за 180 дней учитывает только Директ. При использовании модели система выполняет следующие условия:

  • Если пользователь хотя бы раз перешёл на сайт по объявлению в Директе, то именно этот переход считается источником всех последующих визитов — пока пользователь не перейдёт по объявлению ещё раз
  • Если посетитель несколько раз перешёл по рекламе Директа, то визит будет привязан к последнему переходу

Модель подходит в случае, когда важно увидеть все конверсии, связанные с визитами через Директ. В том числе те, что в других моделях атрибуции относятся к другим источникам.

Кросс-девайс

Режим «Кросс-девайс» дополняет основные модели атрибуции и засчитывает переходы со всех используемых устройств. Например, пользователь может перейти по рекламе в Поиске с рабочего компьютера, по дороге домой вернуться на сайт со смартфона, а купить товар уже дома, набрав адрес интернет-магазина на личном ноутбуке.

Если важно атрибутировать конверсии на разных устройствах, включите опцию «Кросс-девайс» при выборе модели атрибуции. Кросс-девайс учитывается в трёх моделях атрибуции:

  • Последний переход из Директа
  • Последний значимый переход
  • Первый переход

Автоматическая атрибуция

При автоматической атрибуции конверсии, к которым привела рекламная кампания, определяют алгоритмы машинного обучения.

В основе автоматической атрибуции лежат уже привычные алгоритмы, а также новые технологии и принципы. Например, учёт домохозяйств на основе обезличенных данных. Благодаря этому алгоритмы учитывают вклад в конверсию каждого устройства, которое относится к конкретному домохозяйству. Например, утром один член семьи посмотрел товар на мобильном устройстве, позже подробнее почитал об этом товаре на компьютере, переслал ссылку своему партнёру, и тот совершил покупку.

Тесты показали, что с автоматической атрибуцией стратегии получают до 10% дополнительных сигналов для обучения. Модель помогает точнее определять конверсионные клики и составлять портрет аудитории, анализировать влияние рекламы на бизнес-результат. Поэтому рекомендуем использовать эту модель в новых и текущих кампаниях.

Как выбрать модель атрибуции

  • Первый переход — подходит для узнаваемых брендов, бизнесов, которые работают с уже сформированным спросом. Если вы считаете, что первого клика достаточно, чтобы повлиять на решение посетителя о покупке, выбирайте эту модель.
  • Последний переход — подходит для сравнения данных между отчётами Директа и Метрики, а также технического анализа сайта.
  • Последний значимый переход — подходит, когда история визитов не важна и вам нужно отследить, какие каналы становятся решающим стимулом к целевому действию.
  • Последний переход из Директа — подходит, если надо оценить эффективность рекламы в Директе.
  • Автоматическая атрибуция — подходит, если нужно оценить, какие источники и устройства повлияли на конверсии внутри отдельных домохозяйств.

Выводы

  • Атрибуция помогает понять, какие источники трафика и рекламные каналы вносят наибольший вклад в достижение конверсий и целей.
  • Модель атрибуции — это правило, которое определяет, какой из переходов на сайт считать источником визита. В отчётах доступны пять моделей атрибуции:
    • Последний переход
    • Последний значимый переход
    • Последний переход из Директа
    • Первый переход
    • Автоматическая атрибуция
  • На выбор модели атрибуции влияют разные факторы — например, размер бизнеса, цели рекламной кампании, каналы продвижения.

В следующем блоке познакомимся с отчётом по посетителям и клиентам.

Вступайте в комьюнити, чтобы узнавать больше о работе с рекламными инструментами в сообществе заинтересованных специалистов

Материалы по теме

Модели атрибуции: какие бывают, чем отличаются и как выбрать подходящую

Яндекс про Директ: продвинутый

Модуль 15

Реклама мобильных приложений

Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными

Подпишитесь на новости

8 800 234-24-80

Звонок из регионов России бесплатный

© 2025 Яндекс